Цели и задачи урока:
- обобщить, расширить и углубить знания по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач;
- проверить сформированность умений и навыков;
- развить интерес учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет и навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы;
- воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: дидактический материал (Приложение 1).
К уроку:
I. Класс разбит на группы, каждая группа под руководством консультанта готовит:
- Теоретические вопросы:
- I группа:
- определение последовательности;
- способы задания последовательности;
- возрастающие и убывающие последовательности.
- II группа
- определение арифметической прогрессии;
- формулы п-го члена и суммы п первых членов арифметической прогрессии;
- характеристическое свойство арифметической прогрессии.
- III группа
- определение геометрической прогрессии;
- формулы п-го члена и суммы п первых членов геометрической прогрессии;
- характеристическое свойство геометрической прогрессии.
- IV группа:
- определение предела;
- основные свойства пределов;
- формула суммы бесконечной геометрической прогрессии.
- I группа:
- Решения 1–2 задач по данному теоретическому вопросу.
- Подготовить сообщения из истории о прогрессиях.
- Подготовить творческие работы:
- I группа – Последовательности;
- II группа – Арифметическая прогрессия;
- III группа – Геометрическая прогрессия;
- IV группа – Предел и его свойства;
- Все группы – Из истории арифметической и геометрической прогрессии.
- Из творческих работ каждой группы оформить альбом “Арифметическая и геометрическая прогрессии” (включая отобранные решения задач каждой группы).
II. Индивидуальные задания:
- Оформить решения 2–3 задач по данной теме на отдельных листочках.
- Повторить §7, 8.
- Работа с дополнительной литературой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
II. Проверка работы групп
Группы отвечают на теоретические вопросы и представляют решения 1–2 задач по заданному вопросу.
- I группа – Последовательности (определение, способы задания, возрастание и убывание).
- II группа – Арифметическая прогрессия (определение, формулы п-го члена и суммы п первых членов, характеристическое свойство).
- III группа – Геометрическая прогрессия (определение, формулы п-го члена и суммы п первых членов, характеристическое свойство).
- IV группа – Предел и его свойства (определение, основные свойства и формула суммы бесконечной геометрической прогрессии).
Задания демонстрируют на откидном крыле доски решение одной из задач, которую ребята сами выбрали по теоретическому вопросу .
III. Проверка домашнего задания
Выборочно рассматриваются задачи, которые учащиеся выполнили на отдельных листочках, готовясь к семинару.
IV. Индивидуальная работа учащихся у доски по карточкам
1) Найдите сумму десяти первых членов арифметической прогрессии, если сумма третьего и шестого членов равна 8,5, а разность четвертого и второго равна 1.
2) Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии, если сумма седьмого и пятого равна 10, а сумма шестого и четвертого равна 9.
3) Найдите сумму девяти первых членов арифметической прогрессии, если сумма третьего и пятого равна 8, а разность удвоенного второго члена и четвертого равна 2.
4) Найдите первый член и разность арифметической прогрессии, если сумма первого и пятого равна 24, а произведение второго и третьего равно 60.
V. Работа в группах
I группа: Найдите сумму шести первых членов арифметической прогрессии, если сумма первого и пятого членов равна 24, а произведение второго и третьего равно 60.
II группа: Сумма первого и третьего членов геометрической прогрессии равна 15, а сумма второго и четвертого 30. Найти сумму первых десяти членов геометрической прогрессии.
III группа: Найдите три числа, составляющие возрастающую арифметическую прогрессию, первый член которой равен 3. Если из второго члена вычесть 6, то получатся три числа, составляющие геометрическую прогрессию.
IV группа: Сумма первого и третьего членов геометрической прогрессии равна 15, а сумма второго и четвертого 30. Найдите сумму первых десяти членов геометрической прогрессии.
Дополнительное задание.
Решите уравнение:
VI. Сообщения из истории о прогрессиях
- I группа – До нашей эры в Древнем Египте.
- II группа – В Индии.
- III группа – В VI веке в Древней Греции.
- IV группа – В ХVI–ХVIII веках.
VII. Защита решений задач
VIII. Подведение итогов урока
Отметить творческие работы учащихся.
IX. Домашнее задание
Повторить §7, 8, практикум (Приложение 2)