Тема урока: "Библия и Двуречье"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: подвести к пониманию связи библейских легенд и сказаний древних цивилизаций

Задачи:

  1. раскрыть образный и содержательный смысл библейских легенд;
  2. формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры;
  3. формировать умение устанавливать связи между различными произведениями художественной культуры.

Оборудование:

  1. тексты фрагментов Библии (сотворение рая, всемирный потоп, Вавилонская башня),
  2. таблица "История и культура Междуречья",
  3. персональный компьютер,
  4. мультимедийный проектор,
  5. презентация

 

Ты – правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной,
Для прошлых и грядущих лет!

В. Брюсов “Библия”

 Конспект урока

Наш урок сегодня я начну с удивительных строк... (учитель читает стихотворение В.Брюсова "Библия").

Библия – для многих ответ на все вопросы, на вопросы жизни и смерти, этики, нравственности... Для христиан Библия – Святое Писание. Но многие люди относятся к Библии не как к слову божьему, а как к творению человека, как к универсальной человеческой ценности. Библию можно рассматривать как памятник мировой культуры, как уникальный сборник легенд о жизни древних народов. Об этом наш разговор сегодня. Напишите тему урока и эпиграф.

Одна из первых легенд – рассказ о сотворении человека и его жизни в Эдеме, в раю. Прочитайте предложенный фрагмент из Библии. Где же, согласно Библии, определяли место рая? – в Междуречье. А если посмотреть на географическую карту, то увидим, что территория между рек Тигр и Евфрат – современное государство Ирак. Поэтому в свое время и был сделан вывод о связи библейских легенд c культурой одной из древнейших цивилизаций – Месопотамии.

На этой территории сменялись разные государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и снова Вавилон. Культуры этих народов наслаивались одна на другую, создавая прихотливый сплав. У вас на партах есть таблица, в которой отражены достижения во всех сферах культуры. Выпишите в тетрадь наиболее важные достижения месопотамской культуры по сферам: политика, искусство, математика, астрономия. Работа в тетрадях.

Одним из важнейших достижений стало развитие литературы. Сохранившийся "Эпос о Гильгамеше" в свое время очень поразил исследователей. Когда в XIX в. были найдены глиняные таблички с записью легенды о странствиях Гильгамеша, то схожесть легенды о потопе с библейскими рассказами немало удивила всех. С этим фрагментом эпоса вы уже ознакомились дома, теперь прочитайте библейский вариант и скажите, что похожего и что разного в этих легендах. После работы с текстом вывод: общее в последовательности происходящего; различие в отношении к богам, в месопотамском мифе вина ложится на богов, в библейском – ответственен человек из-за неправедной жизни.

Еще один этап месопотамской культуры подробно отражен в Библии – Вавилон. Посмотрите на экран (слайд “Реконструкция Вавилона”, см. Приложение), перед вами реконструкция плана города. По записям древнегреческого историка Геродота город был огромен. Его разделяли на несколько частей "дороги процессий", ведущие к воротам, посвященным разным божествам. Центральной была дорога, ведущая к "воротам богини Иштар" (слайд “Ворота Иштар”, см. Приложение). Посмотрите на реконструкцию этих ворот, они украшены изразцами с изображением крылатых быков и львов.

Но чаще Вавилон связывают с так называемой Вавилонской башней (слайд “Зиккурат Этеменанки”, см. Приложение). На самом деле это зиккурат – культовое сооружение, представляющее собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой находится храм, посвященный богу Мардуку. Образ пирамиды нам уже знаком, но обратите внимание, что в Вавилоне не уходят от ступенчатости. А теперь прочитайте текст, рассказывающий о строительстве башни. Почему Бог не дает возможности достроить башню? Гордыня – грех, не возвышение разумом, не преодоление себя, а быстрое возвышение...

Этот сюжет очень часто встречается в изобразительном искусстве. Посмотрите на экран (слайд, см. Приложение): Питер Брейгель "Вавилонская башня". Башня уходит вершиной в облака, люди маленькие, суетливые, но дерзают добраться до Бога...

А вот другой образ, образ в литературе России ХХ в.:

чтение стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени..."

Каков образ здесь? – преодоление, постепенное восхождение...

Библейские образы, связанные с культурой Междуречья часто встречаются в искусстве. Вы видите, что образы библейские и образы искусства Месопотамии перекликаются, между собой они связаны очень тесно. И это еще один момент, доказывающий, что в Библии использовались легенды древних народов.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА МЕЖДУРЕЧЬЯ

Период Историко-культурные доминанты Развитие науки и ремесел.
Древнейшая культура народов Двуречья

IV- н. III тыс. до н.э.

Образование небольших государств

Складывание пантеона богов.

Первые храмовые постройки.

Распространение глиптики.

Возникновение рисунчатого письма.

Изобретение гончарного круга. Создание ткацкого станка.

Применение повозок, использование сплошного колеса.

Сер. IV тыс. до н.э. – первая письменная инструкция по постройке судов.

Создание солнечного и лунного календарей.

Шумеро-аккадская культура

XXVII-XX вв. до н.э.

Правление легендарного Гильгамеша.

Создается тип культовых построек - зиккурат.

Развитие скульптуры: портреты правителей, адоранты (изображение молящихся людей).

2112 г. до н.э. - древнейший текст свода законов Ур-Намму.

Появление первых стеклянных изделий.

Строительство дворцовых комплексов и оборудование их водопроводом, бассейнами и канализацией.

Изобретение сводчатого перекрытия (арки).

Шумеры стали применять десятично-шестидесятиричную систему счисления, решали квадратные и кубические уравнения, системы уравнений с двумя неизвестными.

Разделение часа на 60 минут, минуты - на 60 секунд. Установление семидневной недели.

Ассиро-вавилонская культура.

XIX-VII вв. до н.э.

Древневавилонское государство - расцвет при Хаммурапи I. Свод законов царя Хаммурапи.

Появление эпической поэмы о Гильгамеше.

Создание школ, первых библиотек (библиотека царя Ашшурбанипала).

Искусство приобретает светский характер.

Развитие скульптуры (статуи крылатых богов и львов).

Изготовление тканей различной фактуры, появление тканей из хлопка.

Появление колеса со спицами.

На основе вавилонской, критской и египетской письменности финикийцы создают буквенно-звуковую систему письма.

Вычисление процентов, измерение площади и объема геометрических фигур, известны свойства прямоугольного треугольника.

Нововавилонское царство

VII-VI вв. до н.э.

Вавилон – крупнейший город. Расцвет при Навуходоносоре II.

Зиккурат Этеменанки ("Вавилонская башня").

Архитектурный ансамбль Вавилона, "висячие сады", "дорога процессий" богини Иштар и Ворота богини Иштар.

Создание одного из первых музеев.

Регулярная астрономическая наблюдательная служба – рассчитывание положения небесных тел.

 БЫТИЕ Гл.2 (Создание рая)

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила...
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

 БЫТИЕ Гл.6, 7, 8 (Потоп)

Гл.6

5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
6 И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил...
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.

13 И сказал бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге, и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей; а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь сделай в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.

Гл.7

1 И сказал господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в роде сем.
2 И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского.
3 Также из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить для всей земли.
4 Ибо, чрез семь дней, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей...
5 Ной сделал все, что Господь повелел ему.

10 Чрез семь дней, воды потопа пришли на землю.
11В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились.
12 И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею.

Гл.8

4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
6 По прошествии сорока дней ной открыл сделанное им окно ковчега.
7 И выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли.
9 Но голубь не нашел места покоя для ног своих, и возвратился к нему в ковчег; ибо вода была еще на поверхности всей земли.
10 И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега.
11 Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли.

15 И сказал Бог Ною:
16 Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою.

20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.

 БЫТИЕ Гл.11 (Вавилонская башня)

1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.
7 Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9 Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.