Программа обучения актива "Школа — "лидер"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Цель программы: активизация общественной и творческой деятельности детей

Задачи:

  1. Обучение общедомового актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности.
  2. Выработка партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.
  3. Формирование социально-нравственной позиции.

Пояснительная записка

В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание. И это бесспорно. Работа детского самоуправления в детском доме имеет большее значение, чем в любом другом учреждении. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей очень быстро впитывают в себя постоянную заботу, опеку над ними, характер их проживания быстро становится иждивенческим. Работа самоуправления дает им возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме этого она необходима и полезна для будущей успешной социализации в обществе, для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей. В условиях детского дома, когда воспитанники живут, в среднем, 3-6 лет, да и количество детей варьируется в пределах 60 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. “Новички”, которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи у детей, у взрослых – требуют внимания) или высокой самооценкой. Поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения программы “Школа-лидер” и внедрение данной программы в нашем самоуправлении, республики “Добряния”. Основными задачами программы является обучение общедомового актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирование собственной деятельности, формирование социально-нравственной позиции; выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.

Предполагается, через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления: мэров, министров), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.

В результате у актива должно быть выработано:

  • умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
  • умения организовать дело;
  • умение работать в команде;
  • умение вести дискуссию;
  • умение анализировать;
  • коммуникативные умения;
  • адекватная самооценка.

Программа состоит из 3-х блоков:

  • Операционный. Он включает 13 занятий, на которых у воспитанников – активистов формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций (развитие личностных качеств).
  • Информационный – 7 занятий, на которых активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация, закрепляется на основе практического применения знаний (учеба актива самоуправления).
  • Практический – им является управленческая практика, т.е. работа в органах самоуправления.

Блок I: Развитие личностных качеств

Тема занятия Количество часов Упражнения
1 Развитие навыков общения и взаимодействия 3 Упражнения “Карлсон сказал”,

“Путаница”, “Взаимодействия”,

“Пилка дров”, “Корабль”

2 Развитие навыков самооценки и понимания других. 3 Упражнение “Зеркало”

Упражнение “Комплимент”

Упражнение “Коршун и бабочка”

Упражнение “Я такой же как ты”,

“Ха” и “аХ”

Упражнение “Похвала”, “Я не люблю”,

“Стражники”, “Пальцы”, “Фокусировка”

3 Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации) 3 Упражнения “Хоровод”, “Радость”, “Ярость”, “Самопохвала”, “Гнев”, “Грусть”, “Куда уходит зрелость”, “Удивление”, “Аплодисменты”, “Испорченный телефон”
4 Развитие навыков принятия и исполнения решений 3 Упражнения “Сорви шапку”, “Пальцы”, “Рука к руке”, “Броуновское движение”, “Хромая обезьяна”, “Рассмешить партнера”, “Инициатор движения”, “Пожелания”, “Пишущая машинка”, “Профессиональные вопросы”
5 Обобщающее занятее

“Дом самоуправления” - деловая игра

1  

Блок II: Учеба актива самоуправления

Тема занятия Количество часов
1 Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детского самоуправления. 1
2 Обучение интерактивным методам

Творческие задания

Работа в группах.

Обучающие игры.

Социальные проекты.

Обсуждение и разрешение проблем.

3

1

1

1

3 Как организовать дело?

Практикум “Конструируем КТД”

1
4 Игра как средство развития самоуправления.

Деловая игра (технологическая схема деловой игры)

1
5 Работа с документами

Протоколы, отчеты, анализ.

1

Блок III: Практический

п/п

Название мероприятия

Министерство печати

1 Организация работы, утверждение плана работы
2 КТД “День республиканской печати”
3 Организация выпуска газеты “Добро пожаловать в Добрянию” (вступление новых членов)
4 Оформление альбома “Летопись республики “Добряния”
5 Организация выпуска газеты “В добрый путь выпускник”
6 Экономическая игра “Добряниада”
7 Отчет министерства за год
8 Заседания министерств

Министерство юстиции

1 Организация работы, утверждение плана работы
2 Вступление новых членов в республику “Мы добряне”
3 Круглый стол “Как мы общаемся”
4 Вручение паспортов “Мы граждане России”
5 Конкурс “Республиканские звезды”
6 Деловая игра “Его величество право”
7 Экономическая игра “Добряниада”
8 Отчет министерства за год

Министерство здоровья и спорта

1 Организация работы, утверждение плана работы
2 КТД “Дурная голова ногам покоя не дает”
3 Республиканский кубок по футболу
4 Республиканский кубок по волейболу
5 Республиканский кубок по баскетболу
6 День здоровья “Зарница”
7 Всемирный день туризма “Туристический калейдоскоп”
8 Подготовка туристического отряда “Норд” к районным соревнованиям
9 Экономическая игра “Добряниада”
10 Отчет министерства о проделанной работе

Министерство образования

1 Организация работы, утверждение плана работы
2 День учителя (конкурс поздравлений)
3 Выпускник 2005

(праздник для выпускников детского дома 2005 года)

4 Проведение рейдов в школе “Пропуски”, “Дисциплина”
5 Экономическая игра “Добряниада”
6 Отчет министерства за год

Министерство культуры

1 Организация работы, утверждение плана работы
2 День защитника Отечества
3 Праздник 8 Марта
4 День защиты детей “Планета детства”
5 “60-летию Победы посвящается”
6 Экономическая игра “Добряниада”
7 Отчет министерства за год

Министерство труда и занятости

1 Организация работы, утверждение плана работы
2 Операция “Наш двор, самый чистый”
3 Выставка “Мир наших увлечений”
4 Конкурс “Чудо-пластик”
5 Развлекательно-познавательная программа

“Мир профессий и труда”

5 Акция “Зеленый десант” (озеленение двора)
6 Организация работы трудового отряда “Современник”
7 Экономическая игра “Добряниада”
8 Отчет министерства за год

Министерство финансов

1 Организация работы, утверждение плана работы
2 Викторина “Денежка без ног, а весь свет обойдет”
3 Конкурс на изготовление образца Добрика
4 Экономическая игра “Добряниада”
5 Отчет министерства за год

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3