Возможная схема урока при изучении литературных направлений в 9 классе.
1. Чтение произведения.
2. Его анализ.
3. Работа с дополнительной литературой и учебником по вопросам, данным заранее.
4. Конспектирование статей.
5. Работа на уроке:
а) анализ полученных теоретических знаний;
б) совместный анализ с точки зрения, каким методом написано произведение.
в) домашняя работа: самостоятельный анализ другого произведения.
6. Проверка домашней работы.
Диагностика.
Подведение итогов.
Литературное направление “Классицизм”. (Конспект)
1. Почему такое название? | Высшим образцом для подражания были произведения Древней Греции и Рима, обращение к античной литературе как идеальным образцам (образцовый = классический). |
2. Чем вызвано появление литературного направления? Время? Когда появилось? | Абсолютная монархия, XVII в. Франция начало XVIII в. - Россия, правление Петра. |
3. Что обозначает слово классицизм? | Латинское ratio - разум. |
4. Каковы задачи литературного направления ? | Воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству. Главная задача человека - выполнение своих обязанностей перед государством и монархом. |
5. Что описывается в произведении и как. | То, что интересует аристократию и
власть: важнейшие события, политика, войны.
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. |
6. Кто основные герои? | Полководцы, цари, государственные деятели. |
7. Какие жанры и стили характерны для литературного направления ? | Строгая классификация: |
8. Кто герой? Какие события? Каков язык (стиль) произведений? | Герои, события соответствуют стилю (высокий: полководцы, цари, низкий: обычные люди, их жизнь.) |
9. Какой главный признак “классических” произведений? | “3 единства” время - 1 сутки Место - 1 “дом” Действия - 1 сюжетная линия (1 конфликт); все действующие лица связаны с сюжетом, нет побочных, внесценических персонажей. |
10. Какие герои? | Условные. Схематичные, четко делятся на положительных и отрицательных. Есть одна доминирующая черта. Положительные герои противопоставляются отрицательным. Идеализация положительных героев ---> схематичные герои (герой - носитель одной черты, добродетель или порок). |
11. Что такое “система амплуа”? Какие фамилии? | Фамилии говорящие. Амплуа - англ. маска, стереотип характера. а) идеальная героиня; б) герой - любовник положительный; в) второй любовник, неудачник, отрицательный; г) резонер - почти не принимает участия в интриге, но высказывает точку зрения автора на все происходящее; д) обманутый отец; е) субретка, помощница главного героя. |
12. Какое количество героев в произведении? | 5 - 10 |
13. Что характерно для сюжета? | - присутствует любовный треугольник - порок в конце всегда наказан. |
14. Как изображается природа. | Нет, только городские пейзажи (скверы, фонтаны). |
15. Что лежит в основе эстетики? | Произведение должно быть подобно
формуле. Все ясно, четко! Разум, рационализм
побеждают чувство (культура разума); “подражание
природе”, (в природе все ясно, четко, подчинено
правилам) Основной конфликт: долг <-----> чувство (побеждает долг) |
16. Какова роль автора? | Выражает не “свое” мнение, а общественное --> “мы”. Но оценка точная, ясная. |
17. Какова композиция. | Строгая, четыре действия в пьесе, в 3
кульминация, в 4 развязка. Экспозиция – открывают пьесу второстепенные персонажи, которые знакомят с главными героями и рассказывают их предысторию. Действие замедляется длинными монологами. |
18. Какой стихотворный размер. | “Александрийский” - шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. |
19. Какое положительное значение? | Человек должен выполнять свой гражданский долг, не надеясь на чудеса. |
20. Кто основатель? | Буало, Мольер, Державин, Ломоносов. |
21. Примеры произведений. | М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия
на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747
г.” Д.И. Фонвизин “Недоросль”. |
ЛИТЕРАТУРА
- Г. И. Беленький “Изучение теории литературы в средней школе”. М., 1983 г.
- Г. Н. Поспелов “Теория литературы в школьном изучении”
- “Сочинение. Письменный экзамен по литературе 9 и 11 класс”. М. “Аст - пресс” 2001 г.
- М. Мещерякова. “Литература в таблицах и схемах”. “Айрис - пресс”, 2000 г.
- И. В. Золотарева “Поурочные разработки по русской литературе 9 класс. М. “Вако”,2002 г.
- К. М. Азарова “Тест. Пособие по русской литературе XIX века” (часть 1) М. “Прометей”, 1995 г.
- В. Г. Маранцман “Литература 9” М. “Просвещение” 1994 г.
- И. И. Аркин “Уроки литературы в 9 классе” М. “Просвещение” 2001 г.
- “История русской литературы под редакцией профессора С. М. Петрова” ч. I М. “Просвещение” 1973 г.
- С. А. Аленкина “Русская литература первой половины XIX века” С-П “Паритет” 2001 г.