Классицизм как литературное направление. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Возможная схема урока при изучении литературных направлений в 9 классе.

1. Чтение произведения.

2. Его анализ.

3. Работа с дополнительной литературой и учебником по вопросам, данным заранее.

4. Конспектирование статей.

5. Работа на уроке:

а) анализ полученных теоретических знаний;
б) совместный анализ с точки зрения, каким методом написано произведение.
в) домашняя работа: самостоятельный анализ другого произведения.

6. Проверка домашней работы.

Диагностика.

Подведение итогов.

Литературное направление “Классицизм”. (Конспект)

1. Почему такое название? Высшим образцом для подражания были произведения Древней Греции и Рима, обращение к античной литературе как идеальным образцам (образцовый = классический).
2. Чем вызвано появление литературного направления? Время? Когда появилось? Абсолютная монархия, XVII в. Франция начало XVIII в. - Россия, правление Петра.
3. Что обозначает слово классицизм? Латинское ratio - разум.
4. Каковы задачи литературного направления ? Воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству. Главная задача человека - выполнение своих обязанностей перед государством и монархом.
5. Что описывается в произведении и как. То, что интересует аристократию и власть: важнейшие события, политика, войны. Активное обращение к

общественной, гражданской проблематике.

6. Кто основные герои? Полководцы, цари, государственные деятели.
7. Какие жанры и стили характерны для литературного направления ? Строгая классификация:

8. Кто герой? Какие события? Каков язык (стиль) произведений? Герои, события соответствуют стилю (высокий: полководцы, цари, низкий: обычные люди, их жизнь.)

9. Какой главный признак “классических” произведений? “3 единства” время - 1 сутки

Место - 1 “дом”

Действия - 1 сюжетная линия (1 конфликт); все действующие лица связаны с сюжетом, нет побочных, внесценических персонажей.

10. Какие герои? Условные. Схематичные, четко делятся на положительных и отрицательных. Есть одна доминирующая черта. Положительные герои противопоставляются отрицательным. Идеализация положительных героев ---> схематичные герои (герой - носитель одной черты, добродетель или порок).
11. Что такое “система амплуа”? Какие фамилии? Фамилии говорящие. Амплуа - англ. маска, стереотип характера. а) идеальная героиня; б) герой - любовник положительный; в) второй любовник, неудачник, отрицательный; г) резонер - почти не принимает участия в интриге, но высказывает точку зрения автора на все происходящее; д) обманутый отец; е) субретка, помощница главного героя.
12. Какое количество героев в произведении? 5 - 10
13. Что характерно для сюжета? - присутствует любовный треугольник

- порок в конце всегда наказан.

14. Как изображается природа. Нет, только городские пейзажи (скверы, фонтаны).
15. Что лежит в основе эстетики? Произведение должно быть подобно формуле. Все ясно, четко! Разум, рационализм побеждают чувство (культура разума); “подражание природе”, (в природе все ясно, четко, подчинено правилам)

Основной конфликт: долг <-----> чувство (побеждает долг)

16. Какова роль автора? Выражает не “свое” мнение, а общественное --> “мы”. Но оценка точная, ясная.
17. Какова композиция. Строгая, четыре действия в пьесе, в 3 кульминация, в 4 развязка.

Экспозиция – открывают пьесу второстепенные персонажи, которые знакомят с главными героями и рассказывают их предысторию. Действие замедляется длинными монологами.

18. Какой стихотворный размер. “Александрийский” - шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы.
19. Какое положительное значение? Человек должен выполнять свой гражданский долг, не надеясь на чудеса.
20. Кто основатель? Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.
21. Примеры произведений. М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.”

Д.И. Фонвизин “Недоросль”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г. И. Беленький “Изучение теории литературы в средней школе”. М., 1983 г.
  2. Г. Н. Поспелов “Теория литературы в школьном изучении”
  3. “Сочинение. Письменный экзамен по литературе 9 и 11 класс”. М. “Аст - пресс” 2001 г.
  4. М. Мещерякова. “Литература в таблицах и схемах”. “Айрис - пресс”, 2000 г.
  5. И. В. Золотарева “Поурочные разработки по русской литературе 9 класс. М. “Вако”,2002 г.
  6. К. М. Азарова “Тест. Пособие по русской литературе XIX века” (часть 1) М. “Прометей”, 1995 г.
  7. В. Г. Маранцман “Литература 9” М. “Просвещение” 1994 г.
  8. И. И. Аркин “Уроки литературы в 9 классе” М. “Просвещение” 2001 г.
  9. “История русской литературы под редакцией профессора С. М. Петрова” ч. I М. “Просвещение” 1973 г.
  10. С. А. Аленкина “Русская литература первой половины XIX века” С-П “Паритет” 2001 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3