“Вальс-фантазия” кладёт начало
самостоятельной ветви русской музыки –
не монументально-эпической, а психологически
углублённой, “личной”, “интимной”.
Г. Свиридов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока:
- познакомиться с музыкальным произведением Глинки,
- закрепить знания по творчеству Глинки,
- формировать умение давать характеристику музыкальным темам,
- проводить аналогии с пройденными произведениями,
- развивать музыкальное мышление,
- развивать навыки творческого анализа музыкального произведения.
План урока:
1. Слово учителя.
2. Вопросы и ответы по теме “Камаринская” (этот
раздел в разработке опускается).
3. Прослушивание “Вальса-фантазии”.
4. Вопросы по теме “Вальс-фантазия”.
ХОД УРОКА
Преподаватель: Мы познакомимся сегодня с уникальным произведением М.И. Глинки. Называется оно очень просто: “Вальс-фантазия”. Это настоящая жемчужина русской музыкальной классики. Давайте обратим внимание на название урока. (На доске). Предлагаю вам две точки зрения на это произведение. Музыковед А.Н. Сохор сравнил “Вальс-фантазию” с лирической поэмой, автор учебника по музыкальной литературе О.В. Рыбина характеризует его как душевную драму. Давайте разберёмся, какое же свойство музыки – лиризм или драматизм скрывается в этом произведении?
Преподаватель: (После прослушивания.) Вы знаете, что случайных произведений в творчестве композиторов не бывает, всему есть своё объяснение. Давайте поразмышляем: почему Глинка обратился в своём творчестве именно к вальсу?
Ученик: Вальс был одним из популярных бытовых танцев в Европе. Большой любовью он пользовался и в России…
Преподаватель: “где его ценили за плавность, мягкость, “полётность”, за то, что он позволял выразить задушевное и в то же время возвышенное лирическое чувство” (А.Н. Сохор). Первый вариант этого сочинения был написан для фортепиано, через три года после премьеры “Ивана Сусанина”…
Ученик: в 1839 году.
Преподаватель: Позднее композитор сделал две оркестровые редакции: через три года после того, как была поставлена опера “Руслан и Людмила”…
Ученик: в 1845 году.
Преподаватель: и последний, наиболее совершенный вариант – за год до смерти…
Ученик: в 1856 году
Преподаватель: он создал новую оркестровую редакцию, в которой это произведение и исполняется ныне. Вальс негласно посвящён Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровны Керн, воспетой Пушкиным (“Я помню чудное мгновенье”). Поэтическое увлечение юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки. В какой-то мере “Вальс-фантазия” явился “страницей из дневника” композитора. Как вы думаете, можно ли назвать “Вальс-фантазию” бытовым танцем, или произведение имеет более глубокое содержание?
Ученик: Бытовой – это танец, который звучит везде: в школе, дома, на улице. Это произведение предназначено для слушания. Повторяющаяся тема заключает в себе более сложный характер.
Преподаватель: Если одна и та же тема повторяется много раз, чередуясь с контрастными эпизодами, то такая музыкальная форма называется…
Ученик: рондо, так как есть рефрен и эпизоды.
Преподаватель: Правильно. (Далее все темы преподаватель наигрывает по нотной хрестоматии.) Охарактеризуйте настроение основной темы вальса (рефрена).
Ученик: Тема проникнута задумчивым, мечтательным, задушевным настроением, она лирична, песенна.
Преподаватель: Есть ли близкие аналогии того же лирического плана в жанре вальса?
Ученик: Да, у современников Глинки – Шуберта (Вальс си минор), Шопена (Вальс до диез минор).
Преподаватель: И это не случайно. Ритм вальса, рисующий образы “воздушного” движения, парения, полёта, глубоко вошёл в музыкальный строй композиторов-романтиков. Давайте вспомним, какими чертами обладает лирический герой-романтик. (Это мы проходили при изучении тем: “Неоконченная симфония”, “Песни” Ф. Шуберта).
Ученик:
1. Скромный, благородный человек, каким был сам
композитор. Глубоко и тонко чувствующий
окружающий мир.
2. Он несчастен и одинок.
3. Любит природу, восхищён её красотой.
Преподаватель: Лирический герой Глинки обладает теми же чертами?
Ученик: Не совсем. Здесь нет картин природы.
Преподаватель: Совершенно верно. Зато танцевальный характер музыки наталкивает на мысль: может быть, это сцена бала?
Ученик: Светлые, изящные эпизоды напоминают бальные танцы. А вот главная тема вальса звучит взволнованно, трепетно. К концу произведения волнение всё более усиливается.
Преподаватель: Какие средства выразительности придают взволнованность и тревожность теме вальса?
Ученик: Эта лирическая тема написана в минорном ладу (си минор). Она и песенна, и танцевальна…
Преподаватель: Минорный лад, нисходящая тритоновая интонация звучат печально, безнадёжно. Это характерная деталь для русских бытовых романсов “обострённо-психологического характера” (А.Н. Сохор). Гармонически незавершённая тема (далее анализируем по нотным хрестоматиям) – остановка первого предложения на субдоминантовой гармонии, второго – на доминантовой – усиливает это настроение. Незавершённость, вопросительность окончания ведут тему к поиску устойчивости, успокоения. Наступает ли оно?
Ученик: Более светлые эпизоды передают другое психологическое состояние – временное успокоение душевных переживаний лирического героя. Они звучат радостно, волнующе.
Преподаватель: Отметим изящество ре-мажорного эпизода (7 тактов), полётность соль-мажорной темы (8 тактов). А как звучит рефрен? Каждый раз одинаково?
Ученик: Нет, рефрен звучит всё более тревожно и беспокойно, усиливая волнение человека. В конце произведения эта лирическая тема звучит напряжённо,
Преподаватель: неистово, отчаянно, как глубокое страдание, то есть драматично. Давайте вместе подумаем: почему композитор избрал форму рондо?
Ученик: Если представить, что это сцена бала, во время которой лирический герой испытывает душевные переживания (тема рефрена), пытаясь забыть их в вихре танца (эпизоды), то форма рондо очень подходит для выражения содержания.
Преподаватель: Тема рефрена становится господствующей мыслью произведения,
Она проходит сложный путь развития. Какой?
Ученик: Появляясь после каждого эпизода, рефрен звучит более тревожно, как будто
Преподаватель: Настроение темы рефрена
изменяется от трепетного, интимного, тёплого (наигрываю)
до ощущения взволнованного порыва, отчаяния,
может быть, даже страдания (исполняю итоговую
репризу), то есть до глубокого
психологического состояния. Таким образом,
изменения в рефрене связаны с раскрытием
меняющегося состояния человека, объединяя
произведение единым замыслом, единым “сюжетным
стержнем”.
Как вы думаете, преодолены ли душевные сомнения
лирического героя?
Ученик: Нет, не преодолены.
Преподаватель: (указывая на тему урока – на доске) Какой мы можем сделать вывод?
Ученик: “Вальс-фантазия” – “душевная драма”…
Ученик: в которой раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания, их развитие.
Преподаватель: Все эти качества указывают на то, что “Вальс-фантазия” – произведение психологического содержания. А теперь давайте вернёмся к теме урока и ответим на второй вопрос. Можно ли назвать это произведение “лирической поэмой”?
Ученик: Да, музыкальные темы “Вальса-фантазии” лиричны.
Преподаватель: В их звучании можно уловить
различные оттенки лирики: светлые, мечтательные,
взволнованные. Музыковед А.Н. Сохор назвал его
“зерном, из которого выросла русская
лирико-психологическая симфоническая музыка”.
Это произведение ознаменовало рождение русского
лирического симфонизма, а Глинкинские традиции
продолжили Чайковский, Глазунов.