ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
- приветствие;
- запись числа в тетради.
2. Минутка чистописания.
- В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).
м…ч р…д в…з |
д…д… н…н… м…мл… |
- Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.
- Определите закономерность данного ряда:
Яяб Яящ Яяв … |
- Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:
ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА, |
- Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.
- Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.
3. Словарная работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:
1) первая буква - это согласная в последнем слоге
слова «КОМНАТА»
2) вторая буква - это согласная, два раза
встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква - это безударная гласная в слове
«ЗАВТРАК»
4) четвертая буква - это первый звук в слове
«МАЛИНА»
5) пятая буква - с неё начинается второй слог в
слове «ОВЕС»
6) шестая буква - это последний гласный звук в
слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква - это согласный звук, который
всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»
- Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»
<Рисунок1>
- Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?
АВТОБУС | ТРОЛЛЕЙБУС | МАШИНА | АВТОМОБИЛЬ |
- Чтение слов разными способами.
- Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).
ТРАНСПОРТ |
<Рисунок2>
- Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).
<Рисунок3>
<Рисунок4>
- Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:
прил. Сущ. гл. где? или как? |
-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?
4. Обобщение по частям речи.
- Какие части речи вы знаете?
- Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).
4.1. Повторение имени существительного.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.
- О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:
Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.
б) коллективная работа по рисунку 5.
<Рисунок5>
- Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:
Пример: Что? - Мебель: шкаф, кровать.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).
<Рисунок6>
<Рисунок7>
<Рисунок8>
-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?
г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
собака-шерсть щука - ? |
щука оса девочка р н ? |
вечер - д лошадь- ? кефир - ? |
шиповник, смородина -? клён, тополь - ? ? |
- Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.
4.2. Повторение имени прилагательного.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:
Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».
б) Коллективная работа по схеме.
- Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)
- Опишите предметы по вкусу:
По вкусу | селёдка |
Мёд | |
лимон | |
клюква |
- Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.
Пример: Солёная селёдка.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).
<Рисунок9>
-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?
г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
Стул – деревянный Игла - ? |
… руки … осень Сулит … горы |
Холодный – горячий Бедный - ? |
- Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?
4.3. Повторение глагола.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).
- Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?
…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)
- Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).
б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).
- Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?
- Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.
Пример: Ветер надувает паруса.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).
-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.
г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.
- Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
- С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?
д) творческое задание в работе с глаголом.
-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:
вороны (что делают?) … свиньи (что делают?) … лягушки (что делают?) … коровы (что делают?) … |
е) логическое задание в работе с глаголом.
-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.
уносить ноги - ? ломать голову - ? чесать языки - ? |
-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?
ж) инсценировка стихотворения.
-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
-О какой части речи говорилось в стихотворении?
5. Закрепление по изученным частям речи.
-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:
Существительное + прилагательное | Существительное + глагол |
Словосочетание | предложение |
- Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?
5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
белить - г белый - п бельё - ? |
- Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).
5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.
- Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).
- Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.
- сказ - | - сад - |
6. Итог урока.
-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.
Грамматика, грамматика, -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным - весёлый
Новый школьный день пришёл.
- На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.