Учебное занятие изучения и первичного закрепления знаний при использовании модульной технологии

Разделы: Общепедагогические технологии


В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамичность и вариативность. Образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в полном их объеме. Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей и кардинальным изменением с реализацией системного подхода. Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это структурно функциональный узел, который можно представить так:

Деятельность

Насколько эти связи будут прочны, настолько эффективен будет урок.

Основной организационной формой учебного процесса является учебное занятие. Модульный урок необходимо начинать с психологического настроя и совместной формулировки темы. Основным средством на таком уроке является алгоритм управления учебной деятельностью ученика, который заложен в различных средствах обучения ( модульная карточка, памятка, блок – схема). Например: при изучении темы в 1 классе “Буква мягкий знак”, используется модульная карточка.

МОДУЛЬ № 1

Цель: учиться обозначать букву Ь и читать слова с буквой Ь

1.

Мол…

Мел…

Брат…

Стал…

Ел. . .

Кон…

Гал. . ка

1. Прочитай.

2. Вставь букву ь (мягкий знак)

3. Прочитай полученные слова

МОДУЛЬ № 2

Цель: учиться находить букву Ь и читать слова с буквой Ь

1.

НЕ БРОСЬ ДРУГА В БЕДЕ

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЙ ШАГАТЬ

1. Прочитай самостоятельно

2. Найди букву Ь

3. Подчеркни букву Ь

4. Сверь с товарищем

МОДУЛЬ № 3

Цель: читать слова с буквой Ь

1.

Был у Пети и Сани конь. Конь сильный. Они играли с ним. Ребята никогда не ссорились

1. Прочитай самостоятельно

2. Прочитай в паре

3. Прочитай хором

Вся деятельность на модульном учебном занятии планируется и проводится на рефлексивной основе, которая направлена на развитие личности ребенка и перевод его в режим “САМО”.

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Формулировка триединой дидактической цели:

  • актуализировать субъектный опыт учащихся;
  • дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового;
  • содействовать развитию умений анализировать, выделять главное, строить алгоритм

Формы организации образовательного процесса:

  • лекция;
  • семинар;
  • экскурсия;
  • дидактическая сказка;
  • лабораторно – практическая работа и т. д.

Логика построения учебного занятия:

  1. Мотивация – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ, рефлексия

Структура учебного занятия и педагогические приемы на каждом этапе:

1

   

2

3

4

 

5

6

9

 

10

 

1. Организационный этап:

  • приветствие;
  • “вход в урок” - музыкальное сопровождение, психологический настрой;
  • “мордашки” (настроение).

2. Этап проверки домашнего задания:

  • тестовые задания;
  • выполнение учащимися заданий, подобным домашним;
  • проверка “под копирку”;
  • техника обучения с опорой на ошибку.

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся:

  • сообщение цели в виде проблемного задания;
  • “постановка привлекательной цели”: перед учеником ставится цель, и он достигает ее через интересное – найти клад, достичь вершины горы;
  • постановка цели через показ конечных результатов учебного занятия;
  • “отсроченная отгадка” - в начале учебного занятия дается загадка, отгадка будет дана при работе над новым материалом.

4. Этап изучения новых знаний и способов действий:

  • работа с определением вводимых понятий;
  • “мудрые совы”;
  • интроактивный режим (модульное обучение);
  • интерактивный режим (проблемное обучение);
  • пресс – конференция.

5. Этап первичной проверки понимания изученного:

  • “пчелиный улей”;
  • “опорный текст”;
  • “своя опора”;
  • “свои примеры”.

6. Этап первичного закрепления изученного:

  • “разбери слово по буквам”;
  • структурная модель;
  • “вопросно – ответное общение”;
  • “Да – нетка”.

9. Информация о домашнем задании:

  • на трех уровнях сложности;
  • “необычная обычность” - учитель дает задание необычным способом: лотерея, почта и т. д. ;
  • “идеальное задание” - сами придумывают по теме.

10. Рефлексия:

  • “зеркало настроения”;
  • “мордашки”;
  • высказывание своего мнения.