В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамичность и вариативность. Образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в полном их объеме. Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей и кардинальным изменением с реализацией системного подхода. Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это структурно функциональный узел, который можно представить так:
Деятельность
Насколько эти связи будут прочны, настолько эффективен будет урок.
Основной организационной формой учебного процесса является учебное занятие. Модульный урок необходимо начинать с психологического настроя и совместной формулировки темы. Основным средством на таком уроке является алгоритм управления учебной деятельностью ученика, который заложен в различных средствах обучения ( модульная карточка, памятка, блок – схема). Например: при изучении темы в 1 классе “Буква мягкий знак”, используется модульная карточка.
МОДУЛЬ № 1
Цель: учиться обозначать букву Ь и читать слова с буквой Ь
1.
Мол…
Мел…
Брат…
Стал…
Ел. . .
Кон…
Гал. . ка
1. Прочитай.
2. Вставь букву ь (мягкий знак)
3. Прочитай полученные слова
МОДУЛЬ № 2
Цель: учиться находить букву Ь и читать слова с буквой Ь
1.
НЕ БРОСЬ ДРУГА В БЕДЕ
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЙ ШАГАТЬ
1. Прочитай самостоятельно
2. Найди букву Ь
3. Подчеркни букву Ь
4. Сверь с товарищем
МОДУЛЬ № 3
Цель: читать слова с буквой Ь
1.
Был у Пети и Сани конь. Конь сильный. Они играли с ним. Ребята никогда не ссорились
1. Прочитай самостоятельно
2. Прочитай в паре
3. Прочитай хором
Вся деятельность на модульном учебном занятии планируется и проводится на рефлексивной основе, которая направлена на развитие личности ребенка и перевод его в режим “САМО”.
Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Формулировка триединой дидактической цели:
- актуализировать субъектный опыт учащихся;
- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового;
- содействовать развитию умений анализировать, выделять главное, строить алгоритм
Формы организации образовательного процесса:
- лекция;
- семинар;
- экскурсия;
- дидактическая сказка;
- лабораторно – практическая работа и т. д.
Логика построения учебного занятия:
Мотивация – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ, рефлексия
Структура учебного занятия и педагогические приемы на каждом этапе:
1
2
3
4
5
6
9
10
1. Организационный этап:
- приветствие;
- “вход в урок” - музыкальное сопровождение, психологический настрой;
- “мордашки” (настроение).
2. Этап проверки домашнего задания:
- тестовые задания;
- выполнение учащимися заданий, подобным домашним;
- проверка “под копирку”;
- техника обучения с опорой на ошибку.
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся:
- сообщение цели в виде проблемного задания;
- “постановка привлекательной цели”: перед учеником ставится цель, и он достигает ее через интересное – найти клад, достичь вершины горы;
- постановка цели через показ конечных результатов учебного занятия;
- “отсроченная отгадка” - в начале учебного занятия дается загадка, отгадка будет дана при работе над новым материалом.
4. Этап изучения новых знаний и способов действий:
- работа с определением вводимых понятий;
- “мудрые совы”;
- интроактивный режим (модульное обучение);
- интерактивный режим (проблемное обучение);
- пресс – конференция.
5. Этап первичной проверки понимания изученного:
- “пчелиный улей”;
- “опорный текст”;
- “своя опора”;
- “свои примеры”.
6. Этап первичного закрепления изученного:
- “разбери слово по буквам”;
- структурная модель;
- “вопросно – ответное общение”;
- “Да – нетка”.
9. Информация о домашнем задании:
- на трех уровнях сложности;
- “необычная обычность” - учитель дает задание необычным способом: лотерея, почта и т. д. ;
- “идеальное задание” - сами придумывают по теме.
10. Рефлексия:
- “зеркало настроения”;
- “мордашки”;
- высказывание своего мнения.