Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
- симфонический оркестр (большой и малый),
- камерный, оркестр народных инструментов,
- духовой,
- эстрадный,
- джазовый.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты,
виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои,
кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы,
тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган,
клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.
Характеристика групп симфонического оркестра
I. Cтрунно-смычковые
Это инструменты, сходные по виду и окраске
звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается
смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и
выразительный инструмент этой группы – скрипка.
По звучанию она напоминает голос певца. Она
отличается нежным, поющим тембром. Скрипке
обычно поручают главную мелодию произведения. В
оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные
партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по
размеру он не много больше и имеет более
приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой
скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как
скрипку или альт, а опирают на подставку,
касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но
вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас.
Играют на нём сидя, потому что он выше роста
человека. Этот инструмент в качестве солирующего
применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий
в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является
ведущей в оркестре. Она обладает огромными
тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов
используется дерево. Духовыми они называются
потому, что звук у них получается путём вдувания
воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает –
“ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный,
звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько
гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет.
Это качество позволяет ему исполнять
драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот –
инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко
применяется для зарисовки картин природы,
лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов
используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре
звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба.
Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда
играет весь оркестр. Часто труба имеет
солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может
звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном
произведении, особенно драматического
характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре
– туба. Она часто звучит в сочетании с
другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
IV. Ударные инструменты
Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.
V. Клавишные инструменты
Характерным признаком ряда инструментов
является наличие белых и чёрных клавиш, которые
называются в совокупности клавиатурой или у
органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган
(родственники – портатив, позитив),
клавикорд (родственные – спинет
в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин,
фортепиано (разновидности – рояль
и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты
делятся на две группы. К первой группе относятся
инструменты со струнами, ко второму принадлежат
инструменты органного типа. Вместо струн они
имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с
помощью молоточков извлекались как громкие
(форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и
название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук –
негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный
инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано,
нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа
украшали в старину тонкой художественной
резьбой. Позади его – тысячи труб различной
формы, и каждая имеет свой особый тембр.
Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и
самые низкие звуки, которые только способно
уловить человеческое ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка | Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый |
Альт | Матовый, мягкий |
Виолончель | Насыщенный, густой |
Контрабас | Глуховатый, суровый, мрачный, густой |
Флейта | Свистящий, холодный |
Гобой | Носовой, гнусавый |
Кларнет | Матовый, носовой |
Фагот | Сдавленный, густой |
Труба | Блестящий, яркий, светлый, металлический |
Валторна | Округлый, мягкий |
Тромбон | Металлический, резкий, мощный |
Туба | Суровый, густой, тяжёлый |
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Состав такого оркестра включает основные группы:
- Струнные щипковые:
- домры, балалайки, гусли
- Духовые:
- свирель, жалейка, рожки владимирские
- Пневматические язычковые:
- баяны, гармоники
- Ударные инструменты:
- бубны и барабаны
- Дополнительные инструменты:
- флейта, гобой и их разновидности
Оркестр белорусских народных инструментов
Примерный состав:
- Струнные инструменты:
- гусли, скрипка, басетля
- Духовые инструменты:
- Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
- Ударные инструменты:
- бубны и цимбалы
- Баян – (или многотембровый,
готововыборный баян) это язычковый,
пневматический (“воздушный”) клавишный
инструмент. Своё название он получил по имени
дрене – русского легендарного певца – сказителя
Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон
кнопки, на которых с правой стоны исполнитель
играет мелодию, а с левой – сопровождение,
аккомпанемент.
В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок. - Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
- Гармоника (гармонь, гармошка) –
духовой музыкальный инструмент, получивший
распространение во многих странах.
Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон. - Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
- Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
- Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
- Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.
Духовой оркестр
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов,
играющий на различных духовых и ударных
инструментах.
По своему составу инструменты современного
духового оркестра делятся на малый медный
оркестр, малый смешанный, средний смешанный и
большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют:
корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых
деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов,
фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и
ударных инструментов, образуется малый
смешанный, средний, большой смешанный составы.
Эстрадный оркестр
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
В работе были использованы материалы:
1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки.
Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература.
Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная
литература в определениях и нотных примерах.
СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.