Психологическое сопровождение оздоровительного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


В новом веке степень успешности государственной политики будет определяться ее отношением к здоровью – таков лейтмотив новой стратегии ВОЗ. Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства.

Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть “всем, чем они могут”, развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям).

Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей с детьми работает психолог.

Долгое время в науках, изучающих человека, в центре внимания ученых находились нарушения в здоровье человека, анализировались их причины, и на этой основе искались способы лечения, профилактики нарушений. Было выявлено, что часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией.

Сегодня приоритетной задачей является выявление и развитие внутренних личностных факторов, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья.

Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:

  • принятие себя,
  • принятие других людей,
  • хорошо развитая рефлексия,
  • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Критические ситуации возникают в жизни любого человека как естественное следствие сложных взаимоотношений с окружающим миром. Любая критическая ситуация приводит к нарушению деятельности и общения, порождает психологический дискомфорт и отрицательные эмоциональные переживания, что может иметь неблагоприятные последствия для психического здоровья ребенка. С другой стороны, переживание критической ситуации заключает в себе и позитивный смысл, состоящий в активизации личности, в формировании умения преодолевать жизненные невзгоды, что имеет важное значение для успешного процесса социализации.

В медико-психологических исследованиях (“Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции 22-24 октября 2002г.” Отв. Ред. – Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин – Ижевск, 2002) установлено, что на психическое здоровье оказывает влияние не столько степень трудности ситуации, а то, как она преодолевается, какой способ поведения реализует ребенок, разрешая трудные обстоятельства.

Формируясь с раннего детства, способы поведения в критических ситуациях становятся устойчивыми личностными образованиями, основу которых составляют психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции. Конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья.

Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежит опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение опыта ребенка различными конструктивными способами преодоления трудностей.

Таким образом, целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья.

Задачи:

  • осознание ребенком собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
  • осознание ребенком ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
  • формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
  • осознание детьми своей “внутренней силы” и овладение механизмами “самопомощи”.

В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.

Возраст детей

Задачи работы

Старший дошкольный

  • овладение ребенком пространством человеческих отношений;
  • формирование “эмоциональной грамотности”.

7 – 9 лет

  • приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
  • развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
  • формирование “эмоциональной грамотности”;
  • содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.

10 лет

  • развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
  • формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
  • формирование уверенности в себе.

11 – 12 лет

  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие у детей интереса к себе;
  • формирование у детей навыков самоанализа;
  • развитие и укрепление чувства взрослости;
  • развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

13 – 14 лет

  • формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • овладение способами регуляции поведения, эмоций;
  • формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
  • формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения.
  • развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
  • развитие у ребенка позитивного отношения к себе.

Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям:

Диагностическое.

  • Анализ основных и сопутствующих заболеваний у детей, прибывающих в санаторий, проводится совместно с медицинским персоналом санатория.
  • Диагностика основных личностных особенностей и способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им с помощью проективных методик.
  • Дополнительное, более глубокое, психологическое обследование при необходимости.
  • Ведение карт наблюдений за процессом адаптации и развития ребенка. Большую роль здесь играют воспитатели, которые имеют возможность видеть ребенка в различных ситуациях. По прошествии первой недели пребывания детей в санатории проводятся педконсилиумы, где информация суммируется, анализируется, планируется дальнейшая помощь воспитанникам.
  • Оценка результативности развивающих мероприятий.

Развивающее. По итогам диагностических обследований формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия по различным программам (в основном используются методы креативной терапии):

  • “Волшебные истории планеты Магнолия”. Цель: формирование “эмоциональной грамотности”, формирование начальных навыков самоконтроля и саморегуляции. Возраст участников: 5 – 8 лет. Автор: Азовцева Г.А.
  • “Звездная страна Зодиакалия”. Цель: содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях, формирование уверенности в себе, формирование интереса к другому человеку как к личности. Возраст участников: 5 – 13 лет. Автор: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
  • “Волшебная страна внутри нас”. Цель: формирование “эмоциональной грамотности”, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие навыков сотрудничества. Возраст участников: 7 – 14 лет. Авторы: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.
  • “Развитие коммуникативных умений”. Цель: развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях, повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Возраст участников: 9 – 11 лет. Автор: Тельнова Л.Г.
  • “Мой герой – знакомый и незнакомый”. Цель: активизация личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость. Возраст участников: 12 – 15 лет. Автор – Тельнова Л.Г. Программа – участник конкурса методических разработок в области психологии образования, проводившегося еженедельником “Школьный психолог” в 2003 году.
  • Рабочие программы, составляемые под конкретные задачи на основе имеющихся программ.

С некоторыми детьми проводятся индивидуальные занятия с использованием методов арт -, сказко- и песочной терапии.

Профилактическое. В рамках этого направления психологическая работа может вестись следующими способами:

  • “Психологический театр кукол” работает для желающих на основе программы “Мой герой – знакомый и незнакомый”.
  • “Психологический клуб” открыт для всех желающих в игре раскрыть свой творческий потенциал, научиться сотрудничать, слушать другого, находить новые способы решения трудных ситуаций.
  • “Большие” психологические игры, проводимые в отрядах (описаны в еженедельнике “Школьный психолог”, “Практикуме по психологическим играм с детьми и подростками” под редакцией Битяновой М.Р., СПБ, “Питер”, 2002)
  • Психологические акции (например, “Радужный день”).
  • Беседы и консультации с отрядными воспитателями, родителями, опекунами.

Проектная деятельность. Выделена в отдельное направление, так как проектные работы могут быть использованы как с диагностической, так и с развивающей целью. На данном этапе нашей работы разрабатываются и апробируются проекты:

  • “Здоровый человек – человек настоящего или будущего?”, цель которого – формирование у детей мотивации на поддержание всех составляющих своего здоровья.
  • “О чувствах”. Целью данного проекта является составление книги, в которой каждое человеческое чувство, каждая эмоция будут проиллюстрированы произведениями русских и зарубежных поэтов, собственными рисунками и стихами, что позволит формировать у детей “эмоциональную грамотность”.

Необходимо отметить, что психологическая работа ведется в тесном сотрудничестве с отрядными воспитателями и врачами. Педконсилиумы, методические занятия призваны повысить квалификацию тех, кто работает с детьми, позволяют оптимизировать отношения взрослых и детей.

Ожидаемые результаты.

  1. Осознание детьми собственных способностей и возможностей.
  2. Осознание детьми ценности и уникальности Другого.
  3. Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость: позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать и т.п.
  4. Активизация у детей собственных ресурсов для разрешения трудной жизненной ситуации.
  5. Оказание социальной поддержки в диадах “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”.