Из опыта работы оздоровительного центра "Атлант" МОУ "Лицей № 143" САО г. Омска

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Оставаясь в покое, я почти не могу думать, необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться”

Жан Жак Руссо

Почему возникла идея создания оздоровительного центра “Атлант”? В 2000 г. нами было проведено анкетирование учащихся и родителей 12 класса. Анкетирование выявило, что только 3% учащихся и родителей понимали пользу занятий физической культурой и одновременно планировали заниматься дополнительно в спортивных кружках и секциях. Поэтому возникла необходимость создания оздоровительного центра “Атлант”. Мы предположили, что внедрение оздоровительного центра “Атлант” в деятельность МОУ “Лицей № 143” позволит обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья учащихся.

Организму ребенка необходим вполне определённый объём физической нагрузки. Если её слишком много или слишком мало, то нарушается равновесие систем, расстраиваются их функции. Для нормального функционирования организма и сохранения здоровья ребёнка необходима определенная “доза” двигательной активности. Так какая же норма двигательной активности должна быть у учащихся младшего школьного возраста? По исследованиям доктора медицинских наук Р.В. Силлы, норма двигательной активности, способствующая укреплению здоровья и гармоничному развитию организма 4-9 часов средней физической нагрузки в неделю для девочек и 7-12 часов для мальчиков. Поэтому для детей с самого раннего возраста важны регулярные занятия физическими упражнениями.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе “хатха-йога”.

Ведущая роль в оздоровительных программах принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости.

Повышение аэробных возможностей и общей выносливости (МНЮ) является наиболее важным свойством всех циклических упражнений. Поэтому они получили название аэробных, или просто аэробики (по Куперу).

Мы предполагаем в первую очередь оздоровительные результаты. В нашем лицее из всех учащихся начальной школы 46 % учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья различного характера. До 10-11 лет организм ребенка мобилен, т. е. есть возможность исправить многие нарушения.

Цель работы оздоровительного центра “Атлант”:

  • Приобщение детей к регулярным занятиям физической культурой.
  • Профилактика отклонений в состоянии здоровья учащихся.

Задачи оздоровительного центра “Атлант”:

  1. Укрепление здоровья и закаливание организма ребёнка.
  2. Обеспечение разносторонней физической подготовленности учащихся.
  3. Укрепление опорно-двигательного аппарата учащихся.
  4. Воспитание общей выносливости, ловкости, развитие быстроты, гибкости и подвижности в суставах.
  5. Обучение детей плаванию (овладение разными стилями).
  6. Изучение основ рукопашного боя (3-4 класс).

7. Проведение соревнований по изученным видам спорта.

Используя работу центра, мы надеемся:

1. Снизить показатели заболеваемости учащихся, увеличить показатель индекса здоровья.

2. Уменьшить количество детей отнесённых к СМГ.

3. Усилить физическую подготовку учащихся (оцениваться будет по тестам физической подготовки).

Средства:

При выборе средств физической подготовки мы основывались на оздоровительной ценности различных видов двигательной активности

Оздоровительная ценность разных видов двигательной активности.

Бег, ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, спортивные игры, подвижные игры.

(В этом списке виды двигательной активности расположены по степени их оздоровительного эффекта).

Выбирая средства, используемые при работе по оздоровительной технологии, мы опирались также на научные разработки в области оздоровительных технологий (К.Купера, Г.Б. Мейксона, Т. А. Смирнова и т.д.). Учёные пришли к выводу, что для эффективного оздоровления, профилактики массовых респираторных болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное в оздоровительном плане физическое качество – выносливость, которое в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни обеспечит растущему организму надёжный щит против многих болезней.

Форма организации занятий - внеклассная, 2-4 часа в неделю. Так как дети обучаются в 1-ую смену, мы планируем, чтобы, по возможности, у детей была возможность после уроков пообедать и отдохнуть. Т.е. при занятиях в 1ую учебную смену, оздоровительная технология будет проводиться во 2 смену и наоборот.

Учебный год 2000-2001
1ый год обучения
2001-2002
2ойгод обучения
2002-2003
3ий год обучения
2003-2004
4ый год обучения
2004-2005
5ый год обучения
2005-2006
6ой год обучения
Кол-во занятий в неделю (часов). 2 3 4 4 4 4

Работа оздоровительного центра “Атлант” включает следующие разделы программного материала:

Разделы Задачи Средства Кол.-во часов
1. Подвижные игры и эстафеты Развитие двигательной активности уч.-ся, развитие систем и функций организма занимающихся. “Пустое место”, “ Белые медведи”, “День и ночь”, “Караси и щука”, “Охотники и утки” и т.д(1-2 кл), “Салки прыжками”, “Салки на увеличенной площадке”, “Перемена мест”, “Пустое место” и т.д. 44 (1-2 кл.)
2. Легкая атлетика/ ОФП Развитие систем и функций организма занимающихся, овладение уч.-ся различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и др. качества, создать условия для профилактики отклонений в состоянии здоровья. Средства общей физ. подготовки, повторные пробежки 150-200 м(1 год обучения), 400-500 м (со2года обучения) в аэробном режиме, подвижные игры, бег низкой интенсивности до 15-20м в азробном режиме, бег 30-60 м в анаэробном режиме, специальные беговые и прыжковые упражнения. (Занятия проводятся в виде игры или соревновательного многоборья после заданий на развитие выносливости). 128
3. Баскетбол Развитие силы мышц опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости. ловкости, профилактика нарушений осанки, укрепление стопы, овладение уч-ся различными умениями и навыками. Перемещения (различные виды), удержания мяча, ловля, передача, ведение мяча, бросок в кольцо с места, с 2х шагов, в движении, переводы мяча, игры с мячом(1-2 кл.), мини-баскетбол(3-4 кл). 53
4. Плавание Оздоровление, физическое развитие, закаливание, развитие выносливости. Обучение удержание на воде, плавние произвольным стилем на скорость и выносливость, порстейшие прыжки в воду с места и разбега, игры на воде, плавание вольным стилем без учёта времени. 112
5. Рукопашный бой Развитие физических качеств, совершенствование морально-волевых качеств, овладение техническими навыками. Общеразвивающие упр. с предметом и без, упражнения на снарядах, специальная физическая подготовка, отработка нанесения ударов руками, ногами с партнёром и без, отработка навыков защиты. 34 (с3го класса)
6. Лыжная подготовка Оздоровление, физическое развитие, закаливание, совершенствование функции дыхательной системы, развитие выносливости. Повороты, передвижение скользящим шагом, попеременным двухшажным ходом, одновременным бесшажным ходом, спуск с горы в основной стойке, подъём “лесенкой”, игры на лыжах, непрерывное передвижение до 2 км. 114

Результаты.

В 2003-04 уч.году был завершён первый этап работы по данной технологии. Нами были выявлены положительные результаты:

1.Снижение количества болеющих детей – 11%.

2.Увеличение количества детей, занимающихся в спортивных кружках и секция - на 34,7%.

3. Более высокий уровень физ. подготовки показывают уч.-ся экспериментального класса, по сравнению с другими классами:

Сводная таблица сравнительных данных физ. подготовки по 4ым классам

Тесты физ.подготовки Kлассы
41 44 42 (экспер.)
Прыжок в длину с места (см) 144 140 146
Бег 30 м (сек.) 6.28 6.03 5.14
Бег 200 м (сек.) 52.01 54.12 48.5
Гибкость (см) 10,75 8.4 12
Пресс за 30 сек. (к.- раз) 24 23 26

Работа по данной технологии продолжается с учащимися основной ступени. Мы планируем, во-первых, увеличить охват учащихся задействованных в эксперименте. Посредством привлечения учителей, классных руководителей 5-6х классов, во-вторых, увеличить количество часов для занятий данной технологией, в третьих, скорректировать содержание технологии адекватно возрастным особенностям учащихся.