Формы и методы работы с семьей внутри детского сада

Разделы: Работа с родителями


Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Круглый стол с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Конференции с родителями;
  • Совместные досуги;
  • Диспуты;
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
  • Организация “уголков для родителей”;
  • Посещение семьи;
  • Оформление витрин (фотомонтажей);
  • Дни открытых дверей;
  • Родительские университеты;
  • Работа с родительским активом группы.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.

Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Нам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев.

Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными:

1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития ребенка.

2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.

3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и помочь членам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке.

4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного контакта с ребенком и семьей.

В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды:

1. Доски объявлений :

- объявления о собраниях;

- объявления о предстоящих мероприятиях;

- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;

- высказывание детей в течение дня;

- ежедневные расписания;

- благодарности родителям.

Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.

2. Брошюры:

Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.

3. Справочники:

Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.

4. Информационные бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;

- описание событий, происходящих в детском саду;

- описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;

- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);

- благодарности добровольным помощникам;

- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

5. Индивидуальные кармашки:

(каждый день, несколько раз в неделю).

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно:

- короткие сообщения о достижениях ребенка;

- извещение о особых событиях;

- благодарность родителям;

- здоровье ребенка;

- личный рост.

Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.

7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.

8. Отчеты.

Письменные отчеты о детях описываются в позитивном ключе, подчеркивая как сильные, так и слабые стороны ребенка. В таких отчетах нужно воздерживаться от категорических суждений и умозаключений.

Содержание отчета не должно быть неожиданным для родителей. В него включается только та информация, которой вы обменивались с семьей в течение предшествующего периода.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Посетив детей и их родителей, мы познакомились с домашней обстановкой. Заполнили карты посещения и определились в формах работы.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с родителями соседа по столу. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.

Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Никогда не превращаем родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и нам. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

На организацию дня открытых дверей привлекаем родителей. Они дежурят, следят за тем, чтобы родители не мешали друг другу. В этот день приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей обращается на то, как в группе осуществляется о здоровье детей:

- в группе проветрено;

- воспитатель следит за осанкой;

- активизирует их подвижность;

- предупреждает утомляемость;

- заботится о прогулке;

- показ занятия;

- показ режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей.

После просмотра мы проводим небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

“Книга-эстафета” - помогает нам в налаживании контактов с семьями. Нам нужно было знать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в чем необходима наша помощь. Оформили книгу, написали обращение к родителям, просили ответить на вопросы. Каждый родитель смог ответить на наши вопросы, задать свои или прочитать ответы других родителей. Книга-эстафета стала у нас дополнительной формой общения воспитателей с родителями и родителей между собой.

Наряду с традиционными формами работы в группе мы практикуем проведение родительских конференций, задача которых пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Всегда печатаем яркое объявление. Заботимся об обстановке, чтобы было удобно сидеть и записывать, группа украшается плакатами, делаем записи, магнитофонные записи на кассету. Готовимся к конференциям тщательно, договариваемся о выступлениях, организовываем консультации врача, педагога, логопеда, на конференции можно сделать выставку. Одна из наших конференций называлась “Трудовое воспитание в семье”. В своем небольшом выступлении мы высказали, как важно участвовать родителям в воспитании ребенка, какую большую ответственность несет семья перед обществом. А когда родители просмотрели кассету (запись) трудовой деятельности детей, многим родителям стало неудобно и за себя и за других. Такие близкие встречи с родителями полезны для нас тем, что родители рассказывают о своих успехах в воспитании, не скрывая говорят о неудачах. Трудные вопросы воспитания легче разрешаются сообща.

Используем самые формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей старшей медсестрой и инструктором по физической культуре составлены и подготовлены консультации. В приемной оформлен “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию. В уголках имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты.

Ежедневно оформляем стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома вместе с детьми”, “Чем мы питались (меню)”.

Огромное значение имеют для родителей наглядные формы: то, что может быть помещено в приемной:

  1. Плакетки с именем родителей ребенка на шкафчиках (фотографии).
  2. Стенды: “Когда мы были маленькими” - краткие рассказы мам и пап.
  3. “Я умею”, “Я могу”, “Я люблю” - информация об умениях, достижениях, интересах родителей.
  4. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам Зодиака.
  5. Достижения каждого ребенка “Вот чему я научился”.
  6. Демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую дети и педагоги складывают детские работы.
  7. “Устами младенца” - юмористические высказывания детей.
  8. “Над чем я думаю” - вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.
  9. “Про меня” - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. Эти листы могут быть помещены на лестничных стенках, на стенах коридоров, прилегающих в группе.
  10. “Мы вас ждем!” - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.

Удачной формой работы с родителями эффективно использовать закрытые ящики и информационные корзины, в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей м корректируем свою работу, делаем выводы о вопросах, беспокоящих родителей.

Мы часто для родителей устанавливаем фотомонтажи и чередуем их с рисунками, некоторыми поделками, например:

- “Золотые руки не знают скуки”;

- “Осенний букет”;

- “Это наша земля”;

- “Елочка – красавица” и т.д.

Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.

Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет, состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности. Мы вместе сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, для чего иногда собираемся в группе, у кого-нибудь дома. Есть в группе и фотокорреспондент из родительского комитета. Они делают фотографии наших экскурсий, праздников, спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды, альбомы.

Для родительского актива иногда организовываем занятия по их желанию на педагогические темы.

В работе с семьей удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:

  • аукционы,
  • клубы по интересам,
  • устные журналы,
  • библиотеки.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.

Приложение

Литература.

  1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”//
  2. Научно-практический журнал “Управление ДОУ”, (приложение к журналу “Управление ДОУ”). М.: Творческий центр “Сфера”, 2005 г.
  3. Научно-практический журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением”, 2004 г. № 5.
  4. Научно-практический журнал “Управление образовательным учреждением”, 2002 г. № 4.