Новые формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Разделы: Школьная психологическая служба, Инклюзивное образование


Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей (инклюзивное образование),

Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.

В классы интегрированного обучения принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, такими как: проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

В СОШ №7 г. Красноярска была сформирована творческая группа учителей и специалистов, желающих работать в данном проекте. Творческой группой была актуализирована проблема, определена цель и намечены пути по достижению ожидаемых результатов. Нашими специалистами была проведена углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся и работа с медицинскими картами. Также была выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса всеми участниками службы сопровождения и принято решение, в конце каждой четверти педагогом-психологом, учителем-дефектологом и другими специалистами представлять всех детей на ПМПК, где решается вопрос о дальнейших путях и формах их обучения.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых сверстников. Эти дети могут обучаться в “Группе развития” в течение 1-2 или 3-4 лет, т.е. до достижения ими среднего школьного возраста. Это зависит от сложности дефекта, скорости продвижения ребенка в процессе обучения и от желания родителей.

Основными задачами “Группы развития” являются:

  • систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
  • создание социально – педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
  • обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Интеграция привлекла прежде всего родителей проблемных детей. Именно они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовой школе. Поиск эффективных форм организации психолого-педагогического сопровождения родителей связан с проведением целенаправленной работы по повышению их психологической компетентности через “Родительскую школу”.

Сама ситуация “Родительской школы” - это ситуация взаимного обмена. Здесь обращается внимание на некоторые возрастные особенности детей, что позволяет им по-новому взглянуть на развитие ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия в более конструктивную сторону. Кроме того, опираясь на данные диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.

Встречи с родителями проходят в форме родительских чтений, рингов. В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Это активная форма работы. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя, а в некоторых случаях можно предложить поучаствовать и детям.

Приведем пример заданий (упражнений) игрового тренинга для учащихся и родителей 3-го класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Задание 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.

Задание 2. Участники группы на большом листе ватмана рисуют коллективный портрет своей группы.

Задание 3. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет “взрослые” песни, а команда родителей поет “детские” песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения.

Вариант ритуала прощания: члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово, например, “Держись! Не робей! Будь добрее! И др.”

Большое значение подобная тренинговая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.

Говоря о новых формах организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (“Группа развития”, “Родительская школа” и др.), необходимо отметить, что обобщение работы с ребенком, его достижения заносятся в карту индивидуального продвижения, где отмечаются (и постепенно добавляются) основные понятия и умения для каждого этапа обучения и уровень овладения ими конкретным ребенком. Родители могут наглядно представить продвижение своего ребенка, не сравнивая его при этом с другими детьми.

Степень реализации вышеописанных форм организации психолого-педагогического сопровождения зависит от степени интеграции. Эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей возможно с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него “долю” интеграции, т.е. одну из нижеследующих моделей:

  • комбинированная интеграция, при которой несколько человек с уровнем психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянное психолого – педагогическое сопровождение;
  • частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня;
  • временная интеграция, при которой все ученики с ограниченными возможностями в здоровье вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, викторинах, отдельных занятиях и т.п.;
  • полная интеграция может быть эффективной для учащихся, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети включаются в обычные классы массовой школы, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте школы), либо в группе кратковременного пребывания школы, либо в специализированных центрах.

Важно подчеркнуть, что если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического развития, то частичная и особенно временная формы интеграции для большинства школьников с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации проблемных школьников.

Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети неслышащих родителей, дети из семей вынужденных переселенцев и др.). Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. Чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику образования, необходимо помимо законодательного определения статуса интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принимающего его, проведение целенаправленной работы с общественностью по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.