Внеклассное мероприятие по истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели и задачи мероприятия:

  1. В игровой форме повторить и закрепить материал, познакомить с новыми интересными фактами из истории Древнего мира.
  2. Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы, работать с картой, документами.
  3. Воспитывать интерес к исторической науке.

Участники игры:

  • Команды учащихся.
  • Совет консультантов (болельщики).
  • Жюри из учителей истории.
  • Ведущий – учитель.

Оборудование:

Правила:

  • В турнире участвуют команды.
  • У каждой команды должен быть Совет консультантов из числа болельщиков.
  • К помощи Совета могут прибегать команды, если у них есть затруднения с ответом. Совет может помогать командам: отвечать на поставленные вопросы, при этом жюри присуждает команде половину причитающихся баллов.
  • Правильные ответы оцениваются в пять баллов.
  • Ответы на задания вносятся на карточку “Игровое поле”, где необходимо записать и состав команды.

 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(заставка турнира – слайд 1).

1. Визитная карточка (слайд 2).

Команда придумывает название и девиз своей команды. В отведенном месте рисует эмблему (герб).

2. Конкурс-разминка “Исторический фотограф” (слайд 3).

Команды рассматривают слайды “Исторический фотограф”. Ведущий зачитывает текст. Задача команд — назвать и записать ответ в отведенном месте на “игровом поле”, опередив при этом соперников.

Варианты заданий:

  1. Коллектив древнейших людей – человеческое стадо.
  2. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, – археология.
  3. Египетский фараон, чья гробница оказалась неразграбленной, – Тутанхамон.
  4. Приспособление для подъема воды, – шадуф.
  5. Высокий тростник, применяемый египтянами для письма, – папирус.
  6. Гроб, в который клали мумию, – саркофаг.
  7. Знаки-рисунки – иероглифы.
  8. Священное животное, расположенное при входе во дворец Ассирийского правителя, – крылатый бык.
  9. Гордость финикийцев – парусная лодка.
  10. Книга, в которую вошли предания и мифы еврейского народа, – Библия.

3. Конкурс “Исторический картограф” (слайд 4)

На игровом поле команды изображена контурная карта “Древние цивилизации”. На ней игроки должны надписать наиболее запомнившиеся географические, политические и исторические названия. Каждый правильно указанный объект дает команде по одному очку. Проверка проводится через PowerPoint.

3.1. Конкурс болельщиков

Во время выполнения задания командами болельщики отвечают на вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл и зачисляется в актив команды, за которую болеет ученик.

Вопросы:

  • Прекрасная царица, жена египетского фараона Эхнатона. (Нефертити)
  • Житель благодатной земли в долине реки Иордан. (Палестинец)
  • Воин самой сильной армии в VIII веке до н.э. (Ассириец)
  • Верная жена Осириса, богиня материнства и плодородия в египетской мифологии. (Исида)
  • Средство передвижения, хорошо используемое финикийцами. (Финикийский корабль)
  • Новое средство передвижения военных, внедренное ассирийцами. (Колесница)
  • Священное животное, охранявшее вход в пирамиды. (Сфинкс)
  • Египетская богиня, покровительствующая женской красоте. (Черная кошка Бастет)

4. Конкурс “Китайские иероглифы” (слайд 5)

Вопрос:

Задание представляет собой криптограмму, разгадав которую команды могут узнать, какое умение древних людей отличало их от животных. Здесь приведено это высказывание, но прочесть его не просто, так как оно зашифровано знаками, немного напоминающими китайские иероглифы. Более того, слова этого предложения написаны не слева направо, а, как это принято в китайском языке, сверху вниз. Ответ вписывается на игровое поле.

Ключ к криптограмме заключается в этом знаке:

 Ответ: Умение древних людей изготавливать орудия труда.

 5. Конкурс-поиск “Исторический следопыт” (слайд 6)

Командам зачитывается задача. После совместного обсуждения капитан команды дает правильный ответ. При отсутствии ответа от игроков болельщики “Совета консультантов” могут заработать дополнительный балл своей команде, правильно ответив на заданный вопрос.

Вопросы:

  • Пятно от костра

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда-то горел костер.

Ответ: Количество письменных источников ограничено, количество вещественных почти безгранично... Не только вещи, не только остатки жилищ и погребений, но и пятно от костра, оставленное человеком прошлого, может быть историческим источником.

- Наличие пятна от костра на месте стоянки древних людей свидетельствует о том, что первобытные люди, о которых идет речь в задаче, уже умели добывать и пользоваться огнем.

- Также можно определить, хотя бы приблизительно, по толщине пепла, долго ли жили на стоянке люди: день, год, сто лет или же больше.

- Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.

  • Что такое лунный месяц

В сказании первобытных охотников говорится, что солнце преследует луну, отрезая у нее куски мяса. А когда луне удаётся вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. Подумайте, какое явление природы отражено в этом сказании? Как это природное явление помогло первобытным людям измерять большие отрезки времени?

Ответ: В сказании отражена смена дня и ночи. Когда восходит солнце, становится все светлее и светлее и луну не видно.

- Согласно сказанию, солнце отрезает у луны куски мяса, обозначает смену лунных фаз. Сначала на небе виден молодой месяц, затем луна полнеет, наступает полнолуние, потом снова убывает. Постепенно на небе все меньше и меньше луны видно. Луна доходит до размеров тоненького серпа. А первобытные люди думали, что солнце отрезает у луны куски мяса.

- “Люди разумные” много тысяч лет назад обратили внимание на непрерывно меняющийся внешний вид луны на ночном небе. Они сумели высчитать число дней, за которое луна меняет свой облик и вновь возвращается в прежнее состояние. Так возникли представление о лунном месяце, счет времени по месяцам и неделям (четвертям лунного месяца).

  • Такая надпись была бы обманом или шуткой...

Представьте себе, что в музей принесли древний меч. На мече была вырезана надпись: “Этим оружием великий Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 г. до Рождества Христова”. Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 г. до н. э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая. Объясните, почему ученые пришли к такому выводу.

Ответ: На самом деле подобный меч найден не был. Обозначение исторических дат путем отсчета от начала нашей эры появилось только после возникновения христианского летосчисления, что произошло через много лет после гибели Спартака. “Если надпись сделали друзья Спартака, то как они узнали, когда начнется наша эра?!”

  • Любимые и нелюбимые цвета

Говорят, на вкус и цвет товарища нет... А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий — заведомо плохим. Какие это цвета? Почему к ним было разное отношение?

Ответ: желтый цвет был нелюбимым, черный и зеленый – любимыми. А все потому, что Египет был зажат с двух сторон непригодными для жизни людей песчаными пустынями – желтого цвета; плодородные почвы в долине Нила были черноземными, т.е. черного цвета, благодаря чему всю страну заполняли зеленеющие сады, огороды, заросли тростников, пальмовые рощи, пшеничные и ячменные поля.

  • Две шапки на одну голову

Вряд ли разумно надеть два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно было вызвано?

Ответ: Речь идет о фараоне Нармере, с чьим именем связано объединение долины и дельты Нила в одном государстве около 3000 г. до н. э. и создание двойной короны фараона Южного и Северного Египта.

  • Где находится “страна мертвых”?

В Древнем Египте “страну мертвых” часто называли Аментис. В переводе это красиво звучащее слово означает всего-навсего “запад”. Чем объяснить подобное название “страны мертвых”, данное египтянами?

Ответ: Одним из самых распространенных в Египте представлений о “стране мертвых” была вера и Аментис. На западе, скрываясь за скалами и горизонтом в Ливийской пустыне, заходило (“умирало”) солнце, спускаясь в загробный мир. Поэтому кладбища египетских городов, где в гробницах, согласно верованиям, обитали “души” умерших, располагались на западе, на кромке Ливийской пустыни.

 6. Исторический кроссворд (слайды 7, 8)

Решите кроссворд. За каждое правильное слово зачисляется по 1 баллу. Команда, первая правильно отгадавшая кроссворд, получает дополнительный 1 балл.

          6 7      
        5 и м 8    
  2   4 о з и х 9 10
1 с 3 в г р д а е и
и а м а о а и м г е
д р е в н и й м и р
о к м и ь л ц у п и
л о ф л   ь ы р е х
  ф и о       а т о
  а с н       п   н
  г           и    

Вопросы:

1. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня) – идол.

2. Богато украшенный гроб из дерева или камня – саркофаг.

3. Первая столица Египетского царства – Мемфис.

4. Самый известный в Древнем Двуречье город – Вавилон.

5. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди, – огонь.

6. Название еврейского государства – Израиль.

7. Народ живший к северо-востоку от Двуречья; принял участие в разгроме Ассирии – мидийцы.

8. Вавилонский царь – законодатель – Хаммурапи.

9. Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ, – Египет.

10. Древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян, – Иерихон.

Итог игры:

Команды сдают свои “Игровые поля”.

Жюри проверяет ответы и подсчитывает количество баллов.

Каждому участнику команды-победительницы вручается сертификат:

  • за первое место с оценкой “5” за контрольный урок истории Приложение 3;
  • за второе место с оценкой “4” за контрольный урок истории с возможностью исправить в индивидуальном порядке на оценку “5” Приложение 4;
  • двум активным болельщикам по решению жюри также могут быть вручены два сертификата с отметкой “4” и “5” Приложение 5.

Используемая литература:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.
  3. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.