Программа психологической помощи школьникам классов коррекционно-развивающего обучения "Релаксация — Коррекция — Развитие"
Программа "Релаксация-Коррекция-Развитие" рассчитана на восемь лет занятий с детьми со 2-го по 9-й класс коррекционно-развивающего обучения.
Объем программы составляет 648 часов в год. Занятия проводятся в классных комнатах и в кабинете релаксации.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 групповое и 2 индивидуальных занятий на один класс в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Цель программы: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-развивающего обучения.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- активация познавательной деятельности учащихся;
- повышения уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социально-трудовая адаптация.
Начальная школа:
Основной целью программы начальной школы КРО является оказание помощи детям в адаптации к школе. Данная цель требует решения ряда задач:
- развитие эмоциональной регуляции поведения детей;
- предупреждение и снижение тревожности и страхов;
- повышение уверенности в себе
К концу обучения в начальной школе подразумевается сформированность определенного уровня:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказываниям и элементами монологической речи;
- познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
- регуляции поведения.
Тематический план программы “Р-К-Р” для 2-го класса (первый год обучения)
| № зан. |
Тема занятия |
Кол. часов |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки |
||
| 5-6 | Такие разные настроения. | 2 |
| 7-8 | Как справиться с плохим настроением? | 2 |
| 9-10 | Как стать уверенным в себе. | 2 |
| 11 | Как делать выбор. | 1 |
| 12-13 | Как добиваться успеха. | 2 |
| 14 | Трудное слово “нет” | 1 |
| 15 | Чем мы отличаемся друг от друга. | 1 |
| 16 | Учимся говорить себе “стоп” | 1 |
| 17 | Как победить свой страх. | 1 |
| 18 | Подведение итогов | 1 |
|
Раздел 3. Релаксационные занятия. |
||
| 19-21 | Релаксация с помощью музыки. | 3 |
| 22-23 | Релаксация с помощью лепки. | 2 |
| 24-25 | Рисуночная релаксация. | 2 |
| 26-28 | Релаксационные игры. | 3 |
| 29-30 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 |
| 31-32 | Способы саморегуляции. | 2 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми | 35 | |
| Индивидуальные консультации для родителей. | 5 | |
| Индивидуальные консультации для педагогов. | 5 | |
| ИТОГО | 81 | |
Тематический план программы “Р-К-Р” для 3-го класса (второй год обучения)
| № зан. |
Тема занятия |
Кол.часов |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 2. Развитие познавательной сферы учащихся |
||
| 5 | Диагностико-мотивирущие упражнения на внимание и игры и упражнения на развитие объема внимания. | 1 |
| 6 | Игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания. | 1 |
| 7 | Игры и упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание и произвольности внимания. | 1 |
| 8 | Диагностико-мотивирущие упражнения на память и игры и упражнения на развитие точности запоминания. | 1 |
| 9 | Игры и упражнения на использование приёмов запоминания. | 1 |
| 10 | Развитие логической и механической памяти. | 1 |
| 11 | Игры-загадки. Развитие операций анализа, синтеза, сравнения | 1 |
| 12 | Игры и упражнения на развитие обобщения. | 1 |
| 13 | Игры и упражнения на развитие умения устанавливать следственные связи. | 1 |
| 14 | Игры и упражнения на нахождение сходства и различия | 1 |
| 15 | Игры и упражнения, придуманные детьми | 1 |
| 16 | Развитие фантазии. Сочинение сказок. | 1 |
| 17 | Рисунки сказочных домов. Проект “Школа моей мечты” | 1 |
| 18 |
Соединяем соединимое. |
1 |
|
Раздел 3. Релаксационные занятия. |
||
| 19-21 | Релаксация с помощью музыки. | 3 |
| 22-23 | Релаксация с помощью лепки. | 2 |
| 24-25 | Рисуночная релаксация. | 2 |
| 26-28 | Релаксационные игры. | 3 |
| 29-30 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 |
| 31-32 | Способы саморегуляции. | 2 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми | 35 | |
| Индивидуальные консультации для родителей. | 5 | |
| Индивидуальные консультации для педагогов. | 5 | |
| ИТОГО | 81 | |
Тематический план программы “Р-К-Р” для 4-го класса (третий год обучения)
| № зан. |
Тема занятия |
Кол. часов |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 2. Обучение навыкам культуры поведения |
||
| 5-6 | Зачем нужен этикет. | 2 |
| 7-8 | Приветствия | 2 |
| 9-10 | Умение вести беседу | 2 |
| 11-12 | Телефонный - разговор | 2 |
| 13-14 | В театре | 2 |
| 15-16 | Принимаем гостей | 2 |
| 17-18 | чаепитие | 2 |
| Раздел 3. Релаксационные занятия. | ||
| 19-21 | Релаксация с помощью музыки. | 3 |
| 22-23 | Релаксация с помощью лепки. | 2 |
| 24-25 | Рисуночная релаксация. | 2 |
| 26-28 | Релаксационные игры. | 3 |
| 29-30 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 |
| 31-32 | Способы саморегуляции. | 2 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми | 35 | |
| Индивидуальные консультации для родителей. | 5 | |
| Индивидуальные консультации для педагогов. | 5 | |
| ИТОГО | 81 | |
5–7 классы коррекционно-развивающего обучения:
Цель работы психолога с учащимися 5–7 классов - личностное развитие и межличностные отношения ребят.
Задачи:
- Развитие эмоционально-личностной сферы детей;
- Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
К концу обучения в 7-м классе у учащихся подразумевается сформированность определенного уровня:
- Умение конструктивным способом выходить из конфликтных ситуаций;
- Умение слушать других людей;
- Владение приемлемыми способами разрядки гнева и агрессивности;
- Владение способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
-
Сформированность позитивной моральной позиции.
Тематический план программы “Р-К-Р” для 5-го класса (четвёртый год обучения)
| № зан. |
Тема занятия |
Кол. часов |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 2. Развитие самопознания и рефлексии |
||
| 5-6 | Общение в жизни человека | 2 |
| 7-8 | Зачем нужно знать себя. | 2 |
| 9-10 | Я глазами других | 2 |
| 11-12 | Самооценка | 2 |
| 13-14 | Мои внутренние и мои внутренние враги | 2 |
| 15-16 | “Ярмарка” достоинств | 2 |
| 17-18 | Ищу друга | 2 |
| Раздел 3. Релаксационные занятия. | ||
| 19-21 | Релаксация с помощью музыки. | 3 |
| 22-23 | Релаксация с помощью лепки. | 2 |
| 24-25 | Рисуночная релаксация. | 2 |
| 26-28 | Релаксационные игры. | 3 |
| 29-30 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 |
| 31-32 | Способы саморегуляции. | 2 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми | 35 | |
| Индивидуальные консультации для родителей. | 5 | |
| Индивидуальные консультации для педагогов. | 5 | |
| ИТОГО | 81 | |
Тематический план программы для 6-го класса (пятый год обучения)
| № зан. |
Тема занятия |
Кол.часов |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 2. Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов |
||
| 5-6 | Почему люди ссорятся? | 2 |
| 7-8 | Барьеры общения | 2 |
| 9-10 | Предотвращение конфликта | 2 |
| 11-12 | Учимся слушать друг друга | 2 |
| 13-14 | Уверенное и неуверенное поведение | 2 |
| 15-16 | Нужна ли агрессия | 2 |
| 17-18 | Пойми меня | 2 |
|
Раздел 3. Релаксационные занятия. |
||
| 19-21 | Релаксация с помощью музыки. | 3 |
| 22-23 | Релаксация с помощью лепки. | 2 |
| 24-25 | Рисуночная релаксация. | 2 |
| 26-28 | Релаксационные игры. | 3 |
| 29-30 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 |
| 31-32 | Способы саморегуляции. | 2 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми | 35 | |
| Индивидуальные консультации для родителей. | 5 | |
| Индивидуальные консультации для педагогов. | 5 | |
| ИТОГО | 81 | |
Тематический план программы “Р-К-Р” для 7-го класса (шестой год обучения)
| № зан. |
Тема занятия |
Кол.часов |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 2. Обучение навыкам конструктивного общения |
||
| 5-6 | Мои проблемы | 2 |
| 7-8 | Обиды | 2 |
| 9-10 | Критика | 2 |
| 11-12 | Комплименты или лесть | 2 |
| 13-14 | Груз привычек | 2 |
| 15-16 | Азбука перемен | 2 |
| 17-18 | Вежливость | 2 |
| Раздел 3. Релаксационные занятия. | ||
| 19-21 | Релаксация с помощью музыки. | 3 |
| 22-23 | Релаксация с помощью лепки. | 2 |
| 24-25 | Рисуночная релаксация. | 2 |
| 26-28 | Релаксационные игры. | 3 |
| 29-30 | Релаксация с помощью ароматов. | 2 |
| 31-32 | Способы саморегуляции. | 2 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы | 2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми | 35 | |
| Индивидуальные консультации для родителей. | 5 | |
| Индивидуальные консультации для педагогов. | 5 | |
| ИТОГО | 81 | |
8 и 9 классы коррекционно-развивающего обучения:
Цель работы психолога с учащимися 8 и 9 классов - активация самопознания подростков и размышлений о собственных возможностях.
Задачи:
- Воспитание чувства ответственности за качественное выполнение работы или определенного задания;
- Формирование умений решать технические, технологические, экономические, экологические задачи, способствующие развитию техникотехнологического и экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессиональной деятельности;
- Побуждение к сознательному выбору профессии.
К концу обучения в 9-м классе ребята должны понимать, что каждый человек в праве рассчитывать на построение своей уникальной жизни, которая не ущемляет права других и позволяет “быть самим собой в обществе равных”.
Тематический план программы “Р-К-Р” для 8-го класса (седьмой год обучения)
| № зан. |
Тема занятия |
Кол. часов |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы |
2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы |
2 |
|
Раздел 2. Игровые психологические тренинги |
||
| 5 | Представь, что ты это можешь. |
1 |
| 6 | Мир чувств. |
1 |
| 7 | Сочинение историй с помощью игральных карт |
1 |
| 8-9 | Совершенствование коммуникативных возможностей |
2 |
| 10 | До и после |
1 |
| 11 | Страшные сны. |
1 |
| 12 | Человек-чулок. |
1 |
| 13-14 | Гадалка. |
2 |
| 15 | Групповое строительство |
1 |
| 16 | Ранние воспоминания в рисунке. |
1 |
| 17 | Книжка моего детства. |
1 |
| 18 | Психотерапевт внутри |
1 |
|
Раздел 3. Релаксационные занятия. |
||
| 19-21 | Релаксация с помощью музыки. |
3 |
| 22-23 | Релаксация с помощью лепки. |
2 |
| 24-25 | Рисуночная релаксация. |
2 |
| 26-28 | Релаксационные игры. |
3 |
| 29-30 | Релаксация с помощью ароматов. |
2 |
| 31-32 | Способы саморегуляции. |
2 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы |
2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы |
2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми |
35 |
|
| Индивидуальные консультации для родителей. |
5 |
|
| Индивидуальные консультации для педагогов. |
5 |
|
| ИТОГО |
81 |
|
Тематический план программы “Р-К-Р” для 9-го класса (восьмой год обучения)
| № зан |
Тема занятия |
Кол час |
|
Раздел 1. Диагностика. |
||
| 1-2 | Диагностика познавательной сферы |
2 |
| 3-4 | Диагностика эмоционально-личностной сферы |
2 |
|
Раздел 2. Помощь подросткам в проф. самоопределении |
||
| 5-6 | Кем быть. Мир профессий. |
2 |
| 7 | Профессия и специальность. |
1 |
| 8-9 | Анализ профессий. Цепочка профессий. |
2 |
| 10-11 | Интересы и способности. Тест интересов |
2 |
| 12-13 | Мои предпочтения. Мои способности. |
2 |
| 14-15 | Особенности внимания. Память и ее значение. |
2 |
| 16-17 | Мышление и его особенности. Профессия и творчество |
2 |
| 18-19 | Темперамент и профессия. Характер и эмоции |
2 |
| 20 | Что спрятано за новым названием |
1 |
| 21 | Карьера. |
1 |
| 22-23 | Будь готов! |
2 |
| 24-25 | Перекресток |
2 |
| 26 | Звездный час |
1 |
| 27 | Взгляд в будущее |
1 |
| 28 | Итоговая игра “Перспектива” |
1 |
|
Раздел 3. Релаксационные занятия. |
||
| 29-32 | Релаксация с помощью музыки. |
4 |
|
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе. |
||
| 33-34 | Диагностика познавательной сферы |
2 |
| 35-36 | Диагностика эмоционально-личностной сферы |
2 |
|
Раздел 5. Индивидуальные консультации |
||
| Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми |
35 |
|
| Индивидуальные консультации для родителей. |
5 |
|
| Индивидуальные консультации для педагогов. |
5 |
|
| ИТОГО |
81 |
|
Представленная мною модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим слабо выраженные отклонения в развитии.