Использование информационных технологий при изучении школьных предметов и во внеклассной работе

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и высоко развитых умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности специалиста-педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная педагогика в соответствии с основными направлениями деятельности педагога выделяет пять видов педагогической деятельности:

  • проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Накопление, хранение и обработка необходимой для этого информации на компьютере обеспечивает максимальную эффективность этой деятельности.
  • гностическая деятельность – это познавательная деятельность, умение провести анализ своей деятельности и деятельности учащихся. Возможности интернет-технологий, электронных энциклопедий и справочников, электронных таблиц и баз данных в этой деятельности будут как нельзя более кстати.
  • конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов. В конструктивной деятельности педагога можно успешно использовать электронные энциклопедии и справочники, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, анимационные редакторы.
  • коммуникативная деятельность – характеризует отношения между преподавателем и учащимися. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащегося.
  • организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности. Программные средства, которые могут быть здесь использованы: различные редакторы, тесты, обучающие программы, а также интернет-технологии.

ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР Microsoft Word.

ПОДГОТОВКА СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.

Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы: программы, конспекты уроков, дидактические карточки, напечатать тематическое планирование, можно создать иллюстрированные тесты и упражнения, организовать выпуск школьных периодических изданий по предмету, оформить кабинет. Среди всех стилей обучения все большее значение приобретает творческий стиль, поскольку стимулирует развитие творческих способностей ученика. И не только ученика, но и учителя! Творческие проекты, задания, исследования, доклады для конференций необходимо представлять в интересной, визуально привлекательной форме. <Приложение1>

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ Мicrosoft Excel.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ

Эта программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построения графиков и диаграмм. На первый взгляд кажется, что такая программа скорее полезна учителю математики, физики, химии. Но только на первый взгляд. Учитель истории, биологии, географии и любой учитель предметов гуманитарного цикла сталкивается с такими проблемами, как составление списков тестируемых учеников, вычисление средней оценки и коэффициента результативности, процент качества и степени обученности учащихся. С помощью электронных таблиц можно обеспечить себя тестами для компьютерного тестирования учеников и сэкономить время на рутинной работе по их проверке.

Графики и различные виды диаграмм – очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и понимание. <Приложение2>

ПОДГОТОВКА ИЛЛЮСТРАТИНОГО МАТЕРИАЛА.

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР Adobe Photoshop.

Опыт показывает, что красочно иллюстрированный материал лучше усваивается, лучше запоминается. В недавнем прошлом у учителя в распоряжении было не слишком много возможностей использовать на уроке красочные иллюстрации, наглядный материал. Можно было “пустить” по партам альбом или показать репродукцию, стоя у доски и особенно не рассчитывая на то, что сидячие на задних партах сумеют что-либо разглядеть. Новые информационные технологии позволяют учителю использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер для отбора и тиражирования необходимых материалов, проекторы, которые позволяют воспроизводить мельчайшие элементы до более крупных размеров. Для обработки красочных изображений используют редактор Photoshop. Он обладает широкими возможностями, очень удобен, и научиться делать в нем такие вещи, как монтаж изображений, создание собственных изображений для оформления того многообразия материалов, которые учитель использует и на уроке, и для оформления внеклассных мероприятий, можно достаточно быстро.<Приложение3>

GIF-АНИМАЦИЯ.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ.

Анимация – это то, что никого не может оставить равнодушным. Компьютерная анимация создается по тем же законам и правилам, что и обычная. <Приложение4>. Для анимированных изображений можно найти разнообразные применения. Их можно, например, вставить в презентацию. <Приложение5>. Анимированные изображения “оживят” лекционный материал. Также они украсят страничку в интернете. В любую работу учащийся может вставить собственную анимацию, что сделает ее визуально привлекательной и динамичной.

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

С помощью программы PowerPoint можно создавать презентации для последующего показа во время выступления на семинаре или конференции, подготовке раздаточного материала для учащихся. Таково основное назначение этой программы. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. <Приложение5>. Эти учебные пособия можно использовать и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми ученики могут воспользоваться во внеурочное время. Можно также использовать презентации как одну из форм представления творческих работ учеников.

Средствами программы PowerPoint можно создавать оригинал-макеты грамот и дипломов для школьных олимпиад, конкурсов, фестивалей, можно даже верстать страницы школьных изданий: газет и журналов.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ.

Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, принято называть мультимедийными. Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок биологии в компьютерном классе, например, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам (используя материалы, найденные в интернете, отсканированные иллюстрации из книг и энциклопедий, а также материалы электронных энциклопедий) или поручить создание презентаций учащимся. Эта презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Кроме презентаций, ученики могут создавать, например, базы данных

(классификация животных и растений). Такое задание будет очень полезно ученикам, поскольку предоставляет возможность поработать с интересной информацией, расширяющей их кругозор, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их. Учителя биологии и информатики могут оказать ученику помощь на этапе сбора и систематизирования информации. При создании базы данных вся информация заносится в таблицу, в строках которой расположены описываемые в базе объекты, в столбцах – названия характеристик этих объектов. Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности. Эти проекты – готовый методический материал для учителей и других учащихся.

ИНТЕРНЕТ

В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети интернет, можно получить практически любую информацию.

Это лишь часть всех программ, существующих в компьютерных технологиях. В дальнейшем постараемся познакомить с остальными программами, которые можно использовать в своей работе.