Работа с книгой в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В 1980 году я окончила Минераловодское педагогическое училище и начала работать в г. Ставрополь учителем начальных классов. В 1990-х годах встретила трудности в проведении уроков чтения и внеклассного чтения. Стала интересоваться литературой по этой проблеме. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации, помимо книги. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности учеников.

Не так много родителей, которые могут сказать, что их ребёнок с удовольствием читает. В каждом доме много занимательных игрушек, конструкторов, компьютерных игр, мультфильмов, фильмов и. т. д. Вправе ли мы упрекать ребёнка в том, что игру он предпочитает чтению?

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул.

Взрослые должны открыть ребёнку этот удивительный мир книги, поддержать его на этом пути, не заставляя и не подкупая.

Обучение работе с книгами входит в общий процесс обучения чтению и начинается с периода обучения грамоте. На первом этапе важно вызвать у детей внимание к книге как к привлекательному предмету, с которым можно что-то делать. В это время на фоне недостаточно сформированного навыка чтения важно приобщить детей к слушанию интересных для них книг.

Основная цель работы с детской книгой в 1-м классе – формирование у детей позитивного отношения к слушанию, чтению книг. Поэтому чтение вслух учителем увлекательной книги должно стать наградой и отдыхом для первоклассников после их трудов по изучению грамоты.

Во втором классе я приобщаю детей к самостоятельной деятельности с книгами – рассматриванию их и чтению.

В 3-м классе оформляем выставку книг, прочитанных за неделю, по заранее предложенной учителем теме. Виды работ с выставкой книг: классификация, систематизация по подтемам, жанрам, авторам. Здесь учитель выступает в роли квалифицированного читателя, которому есть чем поделиться с детьми по теме прочитанного.

Цель обучения в начальной школе – формирование основ читательской самостоятельности. Её наличие предполагает, что ребёнок хочет и может читать доступные его пониманию детские книги.

Сначала я сама приношу в класс книги, чтобы с детьми их рассматривать и читать, затем дети сами приносят любимые книги, “нужные” книги.

Невозможно стать хорошим читателем, не обладая навыком ориентирования в отдельной книге и в книжном мире. Целенаправленное рассматривание книги перед чтением помогает понять, о чём она, в каком жанре написана, нужна ли она в данный момент. Рассматривание перед чтением создаёт нужный настрой.

Посмотри на обложку книги. Как ты думаешь, в книге пойдёт речь о твоих современниках или о давних временах? Почему ты так считаешь? (К. Ушинский “Как рубашка в поле выросла”).

Прочитай название книги на её обложке (фамилию автора и заглавие). Что можно узнать о книге по обложке? О ком она? Сказочная она или нет?

На подготовительном этапе дети под моим руководством ориентируются в книге, отыскивая прослушанные произведения или определяя количество или тематику произведений, входящих в книгу.

Дети учатся по внешним приметам, по фамилии автора, определять жанр, эмоциональную окраску произведения. Эта работа помогает на основном этапе безошибочно выбирать книги для чтения с учётом своих интересов.

Сразу подбираю книги сама. Книги берутся в типовом исполнении и в усложнённом, чтобы дети учились преодолевать трудности, возникающие при знакомстве с книгами.

При работе с группой книг я даю задания: назовите тему и жанр; выделите книгу из ряда предложенных; дополните выставку своими книгами. Чтобы упражнения проходили эффективно, нужно, чтобы дети хорошо осознали цель каждого задания, умели правильно рассматривать отдельную книгу и сопоставлять 2 – 4 книги, объединённые жанром, темой, автором, аргументировано обосновывали своё мнение. Только так дети “накапливают” опыт выбора книги.

Прогнозирование содержания – важный вид работы, который помогает ребёнку разобраться в фактическом, сюжетном содержании произведения, также формирует правильный тип читательской деятельности.

Можно ли по заглавию догадаться о характере рассказа? Как ты считаешь, каким будет этот рассказ? (В. Осеева “Плохо”).

Можешь ли ты по заглавию догадаться, что ты будешь читать – сказку или нет? (С. Козлов “В сладком морковном лесу”).

За фактическим уровнем понимания следует осмысление подтекста произведения, т. е. того, что не выражено прямо в конкретных словах, для понимания чего требуется сопоставление фактов и умения делать простые выводы.

Почему закончилась волчья песня? Выбери правильный ответ. (Б. Заходер “Как волк песни пел”).

  1. Волку надоело петь.
  2. Волк охрип.
  3. Люди поймали волка.

Отчего мальчик заплакал? Выбери правильный ответ. (Л. Толстой “Косточка” (быль)).

      1. Ваня испугался
      2. Ваня рассердился
      3. Ване стало стыдно и обидно

Что плохого сделал Ваня? Чему хочет нас научить Толстой?

Сначала для обучения выбираем произведения, которые содержат готовые формулировки главной мысли.

Трудный вариант – когда идея не сформулирована и прийти к её пониманию можно посредством анализа характеров героев, их взаимоотношений и. т. п. Осознанию главной мысли помогает привлечение пословиц, созвучных идее произведения.

Можно ли назвать эту сказку словами пословицы: “Топор лучше шубы греет”? Почему? (Русская сказка “Два мороза”).

Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы: “Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему?”

В кабинете мы оформили классную библиотеку. Дети с особым вниманием относятся к книгам-ветеранам. Книги из классной библиотеки приглашаем на выставки. Рассматриваем и читаем современные, красочно оформленные книги. Родители оформили подписку на журнал “Мурзилка”, газету “Зелёный портфель” (экологическая) для класса. У детей есть возможность читать детскую периодическую печать в классе. Имея представление о жизненных и литературных предпочтениях ребёнка я нахожу и предлагаю детям книги, соответствующие их интересам и потребностям. Это помогает индивидуально организовать детское чтение. Так Сидорова Юлия и Васильев Илья прочитали все сказки А. М. Волкова. Четверо детей прочитали по две сказки - “Волшебник Изумрудного города”, “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”.

Чтобы выявить литературные предпочтения детей, я провожу беседы, опросы детей и родителей.

Книги каких писателей тебе хочется читать? Отметь каким-либо знаком.

  • А. Пушкин
  • К. Чуковский
  • Н. Носов
  • Б. Заходер
  • Э. Успенский
  • Д. Драгунский

Какие книги ты хотел бы читать летом?

  • О детях
  • О животных и растениях
  • О подвигах, о Родине
  • О волшебстве, о приключениях
  • О чём ещё? Напиши _________

Такие опросы помогают учителю организовать индивидуальную работу с детьми.

У нас в лицее большая библиотека с уютным читальным залом. Добрая и приветливая её хозяйка – Ткаченко Наталья Андреевна. Она всегда находит минутку для маленького читателя. Дети любят ходить в библиотеку. Им нравится самим выбирать себе книги на “своих” полочках. С Натальей Андреевной мы провели праздник “Спасибо, Азбука” (март 2003 г.) , посвятили детей в читатели, повели библиотечные уроки. Первый класс мы завершили праздником “Хорошая книга – твой друг на всю жизнь” (май 2003 г.). Детям пригодились умения работы с книгой, знание прочитанных произведений при проведении праздников:

    1. “Мы школьниками стали”. 1-й класс. Конкурс “Как хорошо уметь читать!”
    2. “Турнир смекалистых”. 1-й класс. Конкурс “Сказочный” см. картинки 1, 3.
    3. “Турнир смекалистых”. 2-й класс. Конкурс “Литературная игра” см. картинки 2, 4.
    4. Литературная игра “В гостях у дедушки Корнея”. 2-й класс.
    5. Литературная викторина “Знаете ли вы произведения Н. Носова?” 2-й класс.
    6. Литературная игра “По страницам произведений Драгунского”. 3-й класс.

Сейчас мы готовим книжную неделю, посвящённую творчеству Г. Х. Андерсена (март 2005 г.).

Как бороться с ошибками при чтении

Темп чтения должен постоянно увеличиваться, а способ чтения совершенствоваться. При переходе из начальной школы в среднюю желательно, чтобы скорость чтения составляла не менее 90 слов в минуту.

Что же делать, если ребёнок не укладывается в норму, а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Как говорится, “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Автоматизация навыка не произойдёт сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяжённость длится от 1 года до 3 лет. В случае возникновения трудностей он может растянуться до 5 – 8 лет и более. Мы определяем уровень сформированности навыка чтения у ребёнка и организуем занятия со специальными упражнениями. Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить 7 основных причин: природный темп деятельности; регрессии; отсутствие антиципации; артикуляция; малое поле зрения; уровень организации внимания и памяти.

Чтобы дети читали правильно, перед чтением текста предлагаю им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в новый текст. В учебниках “Литературное чтение” О. В. Кубасовой уже заложена система таких упражнений:

  • редактирование;
  • орфографические задания со словами, входящими в текст;
  • чтение до первой ошибки.

Но мы ещё берём:

  • чистоговорки, долгоговорки, скороговорки;
  • упражнения “Роботы”, “Спринт”, “Молния”, “Канон”;
  • из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко три упражнения: многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
  • жужжащее чтение.

Эти упражнения выполняем коллективно, то есть читают одновременно все (каждый в своём темпе), но вполголоса. Здесь важна не длительность тренировок, а их частота. Как радуются дети, когда их чтение улучшается, а количество ошибок уменьшается. Как они довольны! Ведь это показатель их труда!

Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность и. т.д.).

Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной.

Динамику развития техники чтения я стараюсь контролировать ежемесячно. Это даёт мне возможность судить о результативности моей работы по формированию качества чтения, помогает определить причины изменения качества в любую сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями. Результаты контроля оформляются графически. Такие графики помогают планировать коррекционную работу с каждым учеником , проводить беседы с их родителями, привлекать их к решению проблем ребёнка. См. рис. 1, 1-1, 2, 2-1.

В 1998 – 99 учебном году я сделала сводный график скорости чтения класса. см. рис. 12, 13. Графическое изображение даёт яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения каждого ребёнка, класса в целом.

С 2002 – 2003 г. я попробовала делать сводные графики по направлениям:

  • скорость чтения;
  • осознанность чтения;
  • правильность чтения;
  • выразительность чтения.

См. рис. 11, 11-1, 11-2, 11-3; 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

От правильности выбора тестов для замера скорости чтения зависит полученный результат. Стараюсь брать два текста разных по жанру или разных по трудности. Это позволяет лучше оценить сформированность навыка чтения.

Тексты я беру из контрольных работ по чтению, учитывая класс и четверть.

  1. В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова “Организация текущего и рубежного контроля за усвоением ЗУН в процессе обучения детей чтению в начальных классах”. Москва “Новая школа” 1994.
  2. В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова “Чтение. Контрольные работы в начальной школе” Москва “Дрофа” 1995.
  3. Газета “Начальная школа” (приложение) – контрольные работы.
  4. “Литературное чтение” Тесты. О. В. Кубасова. Тула “Родничок” АСТ-Апрель Москва 2004.

В книге М.И. Оморокова “Совершенствование чтения младших школьников” Аркти Москва 1997 г. На стр. 150 дана таблица для определения строчного коэффициента (слово средней длины ССД ~ 6,4 знака).

Я заметила, что не всегда сложившаяся система работы подходит для нового коллектива детей. Эту работу я веду с моим 3-м классом третий год.

Интересно было бы узнать, как работают мои коллеги по этой проблеме.

В этой работе мне помогла литература:

  1. Оморокова М.И. , Постоловский И.З. Рапопорт А.С. “Преодоление трудностей. Книга для учителя” - Москва “Просвещение” 1990
  2. Костромина С.Н., Нагаева А.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению” Москва “Ось - 89” 1999 г.
  3. Джежелей О.В. “Помогайка” АО “Столетие” Москва 1994 г.
  4. Бетенькова М.Н. “Орфография, грамматика в рифмовках занимательных” Москва “Просвещение” 1995 г.
  5. Журналы “Начальная школа” №№ 8 – 1990 (стр.51); 2 – 1994 (стр. 64); 11 – 1994 (стр. 44).
  6. Газета “Начальная школа” №25 2004 г.
  7. Кубасова О.В. “Литературное чтение. Тесты”, (1, 2 классы) АСТ Астрель Москва 2004 г.