Модуль: Графическое оформление чертежей.
Результат 1: Уметь оформлять форматы стандартных листов в соответствии с ГОСТ 2.303 – 68. Иметь навыки по вычерчиванию контуров деталей, уметь наносить размеры, уметь выполнять надписи в соответствии с ГОСТ 2.303 – 68.
Результат 2: Знать правила построения и иметь навыки по построению сопряжения. Уметь объяснять правила построения.
Код:
1. Правила оформления форматов, правила
заполнения основной надписи в соответствии со
стандартом.
2. Правила нанесения размеров, типы линий.
3. Правила выполнения надписей шрифтами в
соответствии с ГОСТ 2.303 – 68.
4. Правила вычерчивания контуров технических
деталей. Геометрические построения.
5. Правила вычерчивания и построение сопряжений.
Тема урока: Правила построения сопряжений.
Цели:
- Знать определение сопряжения, типы сопряжений.
- Уметь строить сопряжения и объяснять ход построения.
- Развивать техническую грамотность.
- Развивать навыки работы в группе и самостоятельной работы.
- Воспитывать уважительное отношение к выступающему, умение слушать.
ХОД УРОКА
1. Организационно-мотивационный этап – 10 минут.
1.1. Мотивация учащихся:
- связь с другими предметами;
- рассмотрение деталей, геометрических тел из которых состоят детали и сопряжения между ними (плавные переходы одной лини в другую);
1.2. Деление группы на подгруппы по 5-6 человек (на четыре подгруппы).
Всем студентам группы предлагается выбрать из
четырех видов геометрических фигур одну на
выбор, после того, как выбор сделан, студенты
объединяются в подгруппы, для самостоятельной
работы в подгруппах.
Студентам сообщается, какую тему им предстоит
изучить, познакомиться с правилами построения
сопряжений, которые помогут им понять, как
строятся плавные переходы (сопряжения). Каждой
группе предлагается изучить и представить один
из видов сопряжения (преподаватель каждому
раздает материал по теме занятия по разделам).
2. Организация самостоятельной деятельности учащихся по теме урока – 25 минут.
2.1. Понятие сопряжения.
2.2. Общий алгоритм построения сопряжений.
2.3. Виды сопряжения. Правила их построения.
2.3.1. Сопряжение между двух прямых.
2.3.2. Сопряжение внутреннее и внешнее между прямой
и дугой окружности.
2.3.3. Сопряжение внутренне и внешнее между двух
дуг окружностей.
2.3.4. Смешанное сопряжение.
3. Подведение итогов, доклады групп по теме после
самостоятельной работы в подгруппах- 25 минут.
4. Проверка степени усвоения материала – 10 минут.
5. Заполнение дневников (о проведенном занятии ) –
5 минут.
6. Оценка деятельности учащихся.
Сопряжение – это плавный переход одной линии в другую.
Общий алгоритм построения сопряжения:
1. Необходимо найти центр сопряжения.
2. Необходимо найти точки сопряжения.
3. Построить сопряжение (плавный переход одной
линии в другую)
2. 3.1. Построение сопряжения двух сторон угла
окружности заданного радиуса.
Сопряжение двух сторон угла (острого и тупого) дугой заданного радиуса R выполняют следующим образом:
Параллельно сторонам угла на расстоянии, равном радиусу дуги R, проводят две вспомогательные прямые линии. Точка пересечения этих прямых (точка О) будет центром дуги радиуса R, т.е центром сопряжения . Из точки О описывают дугу, плавно переходящую в прямые – стороны угла. Дугу заканчивают в точках сопряжения n и n1, которые являются основаниями перпендикуляров, опущенных из центра О на стороны угла. При построении сопряжения сторон прямого угла центр дуги сопряжения проще находить с помощью циркуля. Из вершины угла А проводят дугу радиусом R до взаимного пересечения в точке О, являющейся центром сопряжения. Из центра О описывают дугу сопряжения. Построение сопряжения двух сторон угла показано на рис.1.
Рис. 1
Сопряжение – это плавный переход одной лини в другую.
Общий алгоритм построения сопряжения:
1. Необходимо найти точку сопряжения.
2. Необходимо найти точки сопряжения.
3. Построение сопряжения (плавного перехода одной
линии в другую).
2.3.2 Построение внутреннего и внешнего сопряжения
между прямой и дугой окружности.
Сопряжение прямой с дугой окружности может быть выполнено при помощи дуги с внутренним касанием дуги и внешним касанием. На рисунке 2(а, б) показано сопряжение дуги окружности радиусом Rи прямой линии АВ дугой окружности радиуса r с внешним касанием. Для построения такого сопряжения проводят окружность радиуса R и прямую АВ. Параллельно заданной прямой на расстоянии, равному радиусу r (радиус сопрягающей дуги), проводят прямую ab. Из центра О проводят дугу окружности радиусом, равным сумме радиусов R и r, до пересечения ее с прямой ab в точке О1. Точка О1 является центром дуги сопряжения. Точку сопряжения с находят на пересечении прямой ОО1 с дугой окружности радиуса R. Точка сопряжения О1 на данную прямую АВ. При помощи аналогичных построений могут быть найдены точки О2, с2, с3. На рисунке 2(а, б) показан кронштейн, при вычерчивании которого необходимо выполнить построения, описанные выше.
Рис. 2
При вычерчивании маховика, выполнено сопряжение дуги радиуса R с прямой АВ дугой радиуса r с внутренним касанием. Центр дуги сопряжения О1 находится на пересечении вспомогательной прямой, проведенной параллельно данной прямой на расстоянии r, с дугой вспомогательной окружности, описанной из центра О радиусом, равным разности R-r. Точка сопряжения с 1 является основанием перпендикуляра, опущенного из точки О1 на данную прямую. Точку сопряжения с находят на пересечении прямой ОО1 с сопрягаемой дугой. Пример построения сопряжения прямой с дугой окружности показан на рисунке 3.
Рис. 3
Сопряжение – это плавный переход одной лини в другую.
Общий алгоритм построения сопряжения:
1. Необходимо найти центр сопряжения.
2. Необходимо найти точки сопряжения.
3. Построение линии сопряжения (плавного перехода
одной лини в другую).
2.3.3. Построение сопряжения между двух дуг окружностей.
Сопряжение двух дуг окружностей может быть
внутреннее и внешнее.
При внутреннем сопряжении центры О и О1
сопрягаемых дуг находятся внутри сопрягающей
дуги радиуса R. При внешнем сопряжении центры О и
О1 сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся вне
сопрягающей дуги радиуса R.
Построение внешнего сопряжения:
Задано:
а) радиусы сопрягаемых окружностей R и R1;
б) расстояния между центрами этих дуг;
в) радиус R сопрягающей дуги;
Требуется:
а) определить положение центра О2 сопрягающей дуги;
б) найти точки сопряжения s и s1;
в) провести дугу сопряжения;
Построение внутреннего сопряжения:
Показано на рисунке 4(б) . По заданным расстояниям между центрами на чертеже намечают центры О и О1, из которых описывают сопрягаемые дуги радиусов R и R1. Из центра О1 проводят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R и сопрягаемой дуги R2, а из центра О – радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R и сопрягаемой дуги R1. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги. Для нахождения точек пересечения продолжения прямых О2О и О2О1 с сопрягаемыми дугами являются искомыми точками сопряжения (точки s и s1).
Построение внутреннего сопряжения:
Задано:
а) радиусы R и R1 сопрягаемых дуг окружностей;
б) расстояния между центрами этих дуг;
в) радиус R сопрягающей дуги;
Требуется:
а) определить положение О2 сопрягающей дуги;
б) найти точки сопряжения s и s1;
в) провести дугу сопряжения;
Построение внешнего сопряжения показано на рисунке 4(в). По заданным расстояниям на чертеже находят точки О и О1, из которых описывают сопрягаемые дуги радиусов R1 и R2. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным сумме радиусов сопрягаемой дуги R2 и сопрягающей R. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая будет искомым центром сопрягающей дуги. Для нахождения точек сопряжения центры дуг соединяют прямыми линиями ОО2 и О1О2. Эти две прямые пересекают сопрягаемые дуги в точках сопряжения s и s1. Из центра О2 радиусом Rпроводят сопрягающую дугу, ограничивая ее точками S и S1.
Рис. 4
2.3.4. Построение смешанного сопряжения.
Пример смешанного сопряжения показан на рисунке 5.
Задано:
а) Заданы радиусы R и R1 сопрягаемых дуг сопряжения;
б) расстояния между центрами этих дуг;
в) радиус R сопрягающей дуги;
Требуется:
а) определить положение центра О2 сопрягающей дуги ;
б) найти точки сопряжения s и s1;
в) провести дугу сопряжения;
По заданным расстояниям между центрами на чертеже намечают центры О и О1, из которых описывают сопрягаемые дуги радиусов R1 и R2. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным сумме радиусов сопрягаемой дуги R1 и сопрягающей R, а из центра О1 – радиусом, равным разности радиусов R и R2. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая будет искомым центром сопрягающей дуги. Соединив точки О и О2 прямой, получают точку сопряжения s1; соединив точки О1 и О2, находят точку сопряжения s. Из центра О2 проводят дугу сопряжения от s до s1. На рисунке 5 показан пример построения смешанного сопряжения.
Рис. 5
3. Подведение итогов самостоятельной
работы студентов в группах. Доклады студентов по
каждому разделу темы занятия у доски.
4. Проверка степени усвоения знаний учащихся.
Студенты каждой из групп задают вопросы
студентам другой группы.
5. Заполнение дневников. Каждому студенту по
итогам занятия предлагается заполнить дневник.
Для того чтобы получить хороший объем знаний, важно зафиксировать, насколько успешно прошло занятие. Этот дневник дает возможность записывать в течение занятия каждую деталь вашей работы при изучении модуля. Если вы довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как пошло ваше занятие, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке анкеты.
Элементы урока | Довольны |
Удовлетворены |
Разочарованы |
Комментарии |
Простота и доступность раздаточного материала. | ||||
Понятны ли были задания. | ||||
Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия. | ||||
Интересен ли был данный урок. | ||||
Как вы оцениваете свою работу на уроке. |
В этом месте вы можете сделать любые пометки к уроку __________________________________________________________________________
6. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов на занятии.