Личностно-ориентированная модель обучения английскому языку на основе технологии развития критичского мышления

Разделы: Иностранные языки


    Нынешний век называют веком информации, и современный человек должен хорошо ориентироваться в информационном потоке. Информация усваивается и перерабатывается нами в процессе коммуникации (т.е. в процессе общения друг с другом, чтения текстов и т.д.), следовательно, успешность коммуникации все больше зависит от нашего умения организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Данное умение можно назвать “сформированностью коммуникативной компетенции учащихся”, если рассмотреть его в образовательном контексте. И совсем неслучайно коммуникативные методы обучения иностранным языкам (ИЯ) получили в последнее время новый импульс: происходит поворот от усвоения различных аспектов языка (лексики, грамматики) к активному использованию ИЯ в жизни. Иностранный язык становится, с одной стороны, средством получения профессиональной и иной информации, с другой стороны, средством осуществления коммуникации. Однако об эффективной коммуникации можно говорить, когда человек правильно воспринял или передал информацию. В этой связи все чаще от психологов, философов, педагогов можно слышать, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если человек обладает критическим мышлением. Именно критическое мышление, благодаря целому ряду своих особенностей, рассматривается как оптимальная форма интеллектуальной деятельности людей, живущих в переполненном информацией мире.
    Что же имеется в виду под понятием “критическое мышление”?
    Большинство современных дидактиков, несмотря на то, что данное понятие на сегодняшний день не является устоявшимся, приходят к следующему определению: критическое мышление не означает негативность суждений или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
    Как же обеспечить развитие критического мышления на уроках иностранного языка? Ведь овладение ИЯ в силу специфики данного предмета требует определенного объема “внешне заданной”, управляемой репродуктивной учебной деятельности. Однако преподавание ИЯ в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимися своих собственных речевых продуктов. Несомненно, это требует креативности, самостоятельности и критичности мышления.
    Как показывает педагогический опыт автора статьи, личностно-ориентированное обучение ИЯ приобретает более продуктивный коммуникативный характер, если базируется на философских и психологических принципах технологии развития критического мышления (КМ), которые:

  • способствуют взаимоуважению речевых партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию;
  • облегчают понимание различных “взглядов на мир”;
  • позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности.

Основные характеристики критического мышления, а также его последствия, проявляющиеся в нравственных установках можно представить схематически:

Критическое мышление


    Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Критическое мышление- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Исходя из вышеизложенных принципов, автор данного опыта и строит свою модель обучения иностранному языку.

ЦЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время приоритетной целью обучения ИЯ в общеобразовательной школе является овладение коммуникативной компетенцией (т.е. практическое овладение иностранным языком). Целью данной модели обучения является развитие критического мышления учащихся в процессе практического овладения иностранным языком.

ЗАДАЧИ ДАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
  2. Организация практики по формированию ориентировочной основы действий (ООД).
  3. Развитие навыков самостоятельной работы
  4. Развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений в индивидуальном режиме.
  5. Развитие творческих способностей учащихся посредством критического мышления.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ КМ

Изучение педагогической литературы и имеющегося педагогического опыта по теме – см. Приложение - список использованной литературы.

Построение модели педагогического решения

Цель педагогического действия: обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся. Построение модели педагогических действий по уровням самостоятельной работы учащихся схематично можно представить следующим образом:

Технология действий:

  1. Разрабатывается модульная программа, которая начинается с формулировки комплексной дидактической цели (КДЦ). КДЦ распадается на цели дидактическую (цель большого учебного раздела) и цель на перспективу (использование этого учебного содержания в перспективе). Дается название программе (тема урока-модуля).
  2. Выделяется содержание модулей, то есть КДЦ распадается на интегрирующие дидактические цели.
  3. Выделяются частные дидактические цели модуля.
  4. Обозначаются этапы разработки структуры проекта и проведения его.
  5. Организуются группы для обучения в сотрудничестве (сообща).

Определение критериев успешности.

Цель данной педагогической модели будет достигнута при соблюдении следующих условий:

А.
1. Диагностика учебных возможностей учеников.
2. Диагностика познавательных интересов.
3. Соответствие содержания возможностям и склонностям учеников.

В.
1. Сформированность у учеников мотивов учения.
2. Наличие необходимого уровня знаний и специальных умений.

С.
1. Использование учителем целостной системы средств поддержки мотивации учения.
2. Использование разработанной системы получения обратной информации о ходе усвоения знаний (рефлексия).
3. Наличие системы оценки и анализа результатов процесса обучения.
4. Наличие разработанной методики рефлексии.
5. Уровневый подход к содержанию, темпу, оценке знаний учащихся.

Каков результат?

Для ученика:
1. Ученик овладевает навыками самостоятельной работы.
2. Осуществляется индивидуализация и дифференциация по темпу, технологии, содержанию учебного материала, контролю, самоконтролю.
3. Обеспечивается возможность усвоить стандарт образования.
4. Самостоятельная деятельность ученика в условиях выбора способствует максимальному саморазвитию и адекватной (критической) оценки своего субъективного опыта.
5. Ученику предоставляется возможность для самореализации.

Для учителя:
1. Учитель имеет возможность для саморазвития.
2. Меняется подготовка учителя к уроку.
3. Меняется роль учителя в учебном процессе; он –

  • мотивирует;
  • организует;
  • консультирует;
  • контролирует.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • оценка деятельности (Где ошибка?);
  • диагноз (В чем причина?);
  • самоконтроль (Каковы результаты?);
  • критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы );
  • прогноз (Постройте прогноз).

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (КМ)

Данную модель обучения можно реализовать через:

1.Обучение в сотрудничестве (сообща).
Рассмотрим некоторые варианты организации данной модели обучения в сотрудничестве (сообща).

  1. Обучение в команде. В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание “групповым целям” и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.
  2. Обучение в “экспертных” группах. Учащиеся организуются в группы по 3-4 человека для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждый член группы разрабатывает свою подтему. Затем изучающие один и тот же вопрос ученики из разных групп встречаются и обмениваются информацией как эксперты. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Общение ведется на ИЯ.
  3.  

2. Модульные формы обучения отдельным аспектам языка.
Модульное обучение – это комбинированная система, обязательно включающая в себя подсистему адаптивного программированного обучения, соединенная с программой самоуправления. В основе модульного обучения лежит модуль. Модуль как законченный блок информации содержит в себе целевую программу действий и методическое руководство.

3. Метод проектов.
Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера данной модели обучения.
Основные требования к использованию метода проектов в технологии развития критического мышления:

  • наличие значимой или же противоречивой в исследовательском плане проблемы;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • структуризация содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Данный метод оптимально сочетается с такой формой в технологии развития критического мышления как дискуссия или дебаты. В цикле уроков он реализуется на уроке- исследовании.

Базовая модель построения уроков в технологии развития критического мышления.

Дидактический цикл урока (или блока уроков) состоит в данной технологии из трех взаимосвязанных частей или этапов: вызов – осмысление – рефлексия (размышление). Технология КМ предлагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Как видно из приведенной ниже таблицы, для каждого этапа свои методы и приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, сознание вновь приобретенной информации. Представим модель построения уроков в технологии развития критического мышления в виде таблицы:

Тип урока Работа с
информа –
ционным
текстом
Работа с
художест-
венным
текстом
Взаимо-
обучение
Дискуссия Письмо Урок-
исследование
Вызов Мозговой
штурм
Кластер
Мозговой
штурм
Верные –
неверные
утвержде-
ния
“Толстые”
вопросы
Инвентаризация Парная
мозговая
атака
Осмысление Инсерт
ПМИ
Чтение с
остановками
Зигзаг
(мозаика)
Перекрестная
дискуссия
Составление
чернового
текста, правка
Заполнение
таблицы
ЗХУ
Рефлексия Возвращение к
кластеру
Кластер Сводная
таблица
Эссе Редактиро-
вание
Дальнейшее
целеполагание

Думается, что данная технология обеспечивает развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ребенку сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.

Продуктивное чтение информационных и художественных текстов способствует развитию информационной культуры школьников, учит их работать с различного рода информацией. Учитель приобретает новую для учебного процесса роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения.