Урок русской литературы во 2-м классе. Русская народная сказка "Каша из топора"

Разделы: Начальная школа


Урок русской литературы во 2-м классе

Цели:

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа над навыком чтения:

  • самостоятельное чтение;
  • чтение скороговоркой;
  • выразительное чтение соседу.

1. - Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

- Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,

пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

- Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

- Бабушка, расскажи мне сказку.

- А какую хочешь сказку, внучок?

- Бабушка, а разве сказки бывают разные?

- А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)

- Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

- Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

img2.jpg (14003 bytes)

- Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

...

- Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

- Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.

3. Первичное чтение.

- Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

- Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

ДИВИТСЯ – удивляется

- Почему в сказке так много устаревших слов?

- Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

СОЛДАТ

БАБА

Умный

хитрая

Находчивый

жадная

Сообразительный 

скупая

Жизнерадостный 

глупая

Неунывающий

- В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Какая это сказка? Ответ обосновать.

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

- Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

- Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

- Какие бывают сказки?

- Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: (по выбору)

  • выразительное чтение;
  • пересказ;
  • попробовать сочинить бытовую сказку.