ВВЕДЕНИЕ
Почему дети, приходя в школу с желанием учиться, постепенно теряют интерес к учебе? Как сделать процесс учения увлекательным? Как поддерживать интерес? Эти вопросы возникают перед каждым учителем, желающим помочь детям не только овладеть определенной суммой знаний и умений, но и озабоченным их развитием. И если понимать развитие как процесс изменения сознания человека, то значит задача учителей помочь ребенку освоить новую для него позицию - позицию ученика, проходя с ним определенные ступеньки учебной деятельности.
Ребенок стремится к познанию, но его познавательная потребность гаснет на условиях императивного обучения, когда его принуждают, заставляют учиться. Для того, чтобы учение стало для него смыслом жизни, надо, чтобы желание ученика и цели обучения совпали, т. е. предлагаемая взрослым деятельность воспринималась и переживалась ребенком как свободно им выбранная. В этом случае он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничесто с учителями и принимает их помощь, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.
При формировании учебной деятельности ведущую роль играют свои учебно-познавательные мотивы. Поэтому целью обучения в 1 классе является формирование желания учиться, развитие стремления получать знания. Здесь преобладает игровой метод наглядности, формируется первоначальное организование умения. Цель обучения во 2 классе - научить каждого ученика работать самостоятельно: уметь правильно и обоснованно формулировать свой ответ, делать выводы и сообщать изученный материал. На этом этапе усиливается роль средств обратной связи, все возможных методов алгоритмизации, позволяющих ученику овладеть общеучебными навыками. В 3 классе, когда учащиеся овладели навыками индивидуальной самостоятельной работы, встает задача формирования умения работать коллективно. Происходит переход на групповую форму обучения, которая развивает навыки коллективной работы: не только самому выполнить задание, но и помочь товарищу понять и подготовить ответ. В 4 классе вступает в силу принцип индивидуализации: каждый обучается по мере способностей.
Таким образом каждый год обучения ребенок поднимается на новую ступень, т. е. развивается. Каким образом учитель достигает поставленной цели? Как уже было сказано, цель 1 года обучения - это развитие положительных мотивов учения. Только с момента прихода в школу у ребенка по - настоящему начинается формирование мотива к учению. Хотя дети приходят в школу с желанием учиться, но эти мотивы неустойчивы. Они теряют свою побудительную силу и должны зародиться новые, основанные на осознании нового вида деятельности и отношений, возникающих в процессе этой деятельности. В дошкольном возрасте основным видом деятельности являлась игра. В школе она начинает отодвигаться на второй план, но это происходит постепенно. Ребенок не может сразу отказаться от игры. Но игра начинает приобретать иной характер и содержание. И в этот период эффективны виды деятельности, занимающие промежуточное положение между игровой и учебной, когда решаемые детьми задачи по содержанию приближаются к учебным, а по форме - к игровым. Есть 3 вида такой деятельности: сознание игровых ситуаций, проведение дидактических игр и нестандартных уроков. Они помогают учителю вовлечь детей в мир знаний, показать его увлекательные стороны. В такой обстановке ребенок более легко воспринимает учебные задания, появляется уверенность в своих возможностях.
При организации нестандартных уроков учитываются следующие особенности:
1- Уроки позволяют учебный материал
представить в интересной для детей форме.
2 - Урок проводится на этапе закрепления знаний.
Весь урок объединен сюжетом одной сказки или
путешествия. Задания преподносятся от имени
сказочных персонажей или как прохождение
определенных станций. При выполнении этих
заданий учащиеся овладевают программными
знаниями и умениями.
3- Немаловажную роль играет драматизация сюжета,
использование костюмов, масок, яркой
наглядности, определенной атрибутики.
4- Уроки носят познавательный и воспитательный
характер (дети учатся сопереживать, помогая
героям преодолевать трудности, учатся правилам
общения).
5- Большое значение имеет умение учителя
перевоплощаться, его эмоциональность.
1. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ "ПОЛЕТ НА ЛУНУ".
Тема: Повторение изученного.
1. Организационный момент:
- Дети, кто хочет полететь в космос? - Я
свяжусь с космическим центром.
- Говорит космический центр.
- Прошу разрешения вылететь в космический рейс.
- Полет разрешают после выполнения 3 заданий.
2. Задание №1: Определить направление полета по звездам. Найдите координаты звезд. (На доске укреплены звезды с числами: 3**6*****2***16. Между ними пустые звезды без чисел. Дети называют пропущенные числа).
Задание №2: Провести измерения отрезков, расстояний между звездами в масштабе 1 см. (Дети берут задание и производят измерение).
Задание №3: Благодарю за точность. Проверю вашу готовность. (На доске укреплены парашюты с примерами, ответы- места для приземления).
-Молодцы, полет разрешаю. В полете выполнить задания по учебнику.
3. Физминутка. Дети маршируют под музыку. Затем
приседают и ведут счет 10, 9, 8,.....1. При счете 1
восклицают “Старт” и выпрямляются. Дети садятся
и приступают к выполнению заданий центра.
4. Работа в тетрадях. Решение примеров.
-Работа в бортовых журналах. Определяем свои
координаты.
5. Выполняем задания 3 и 4 по учебнику.
6. Возвращение на Землю.
2. УРОК, ПОСТРОЕННЫЙ НА ОСНОВЕ СТИХОТВОРЕНИЯ К.И.ЧУКОВСКОГО "ТЕЛЕФОН".
1. На столе телефон, он звонит. Читаются стихи.
-Ребята, кто готов спасти бегемота? Идем на помощь. (Открывается штора, за ней иллюстрация, на которой изображено болото с кочками и тонущий бегемот, голова которого выглядывает из прорези).
2.-Дети, оказывается, чтобы помочь бегемоту, надо
выполнить все задания. (За кочками спрятаны
конверты с заданиями). При выполнении задания
тело бегемота немного продвигается вверх (туловище
имеет складки, с помощью которых тело бегемота
устанавливается в необходимом положении), но
стоит ошибиться, и он готов вновь провалиться.
Выполнение заданий №1 и 2.
3. Музыкальная пауза проводится со словами: "Ох,
нелегкая эта работа из болота тащить бегемота.
4. Выполнение заданий №3 и 4.
5. Итог урока: бегемот благодарит ребят за
оказанную помощь.
3. УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ К.И. ЧУКОВСКОГО "АЙБОЛИТ"
( конец учебного года ).
1. Организационный момент. - Ребята, мы получили
телеграмму: "Дорогие ребята! В Африке
"заболели зверята. Только вы мне можете помочь
добраться до бедных зверят".
- Поможем Айболиту?
2. Повторение нумерации. (На доске - силуэты
самолета).
- Внимание, приготовиться к посадке в самолет.
Во сколько часов производится посадка? (Дети
определяют время по часам ).
Надо каждому найти свое место в самолете. (У каждого карточка с определенным местом: твое место находится между 14 и 16 ; твое - за 7, твое - перед 20, а ваши места между 14 и 11). Взлет.
3. Решение примеров.
- Внимание! Аэропорта нет! Приготовиться к
высадке с парашютом. (10 парашютов с примерами,
решив которые дети приземляются).
4. Физминутка: бежим по тропе.
5. Измерение и сравнение отрезков.
- Добегаем до речки, но вот беда: переправы нет.
Нужно срочно ее построить.
- Дети, что мы сначала должны сделать? (Измерить
ширину речки).
- Какая дощечка подходит по длине? (Красная).
- Почему? (Потому что синяя короче).
6. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и нахождение разности:
- Через речку переправились.
"Но горы встают перед ним на пути, и он по горам продолжает ползти". На доске изображение гор, на выступах которых карточки. 3 человека решают задачи: читают, рассуждают и записывают в тетради.
7. Музыкальная пауза.
8. Работа по учебнику.
"Но вот перед ними море бушует, шумит на просторе. И в море высокая ходит волна, сейчас Айболита проглотит она". Учащиеся выполняют задание по 3 вариантам.
9. Итог урока.
- Ребята, мы помогли Айболиту добраться до зверят, а заодно проверили, как хорошо мы помним то, чему учились в первом классе.
Создание игровых ситуаций усиливает мотивационную сторону процесса обучения. Например, при закреплении знания состава чисел можно использовать такие стихи:
Шел Степашка на урок,
Попал он в странный городок.
Там что ни дом - то теремок.
Но нет там жителей, дружок.
Кто бы найти их нам помог,
Чтобы пройти Степашка смог.
На доске раздвигаются шторы, появляется сказочный городок. Важно также учесть называемый "момент восхищения", чтобы дети выразили свое отношение к тому, что неожиданно появилось перед ними. А увидели они домики, расписанные под теремки, имеющие свои номера. В домике под номером 8 живут жильцы 4 и 4, 5 и 3, 6 и 2, 7 и I . Ребята с удовольствием помогают Степашке "найти" жильцов. С использованием этой же наглядности создаются другие игровые ситуации:
1. Кутя живет в квартире 7. Пиня живет в квартире
2, но живут они в одном доме. В доме под каким
номером живут Кутя и Пиня ?
2. Чебурашка плачет, так как забыл номер своей
квартиры. Он знает, что крокодил Гена живет с ним
в одном доме под № 8 и №2 . В какой квартире живет
Чебурашка?
3. Расселите жильцов по квартирам в доме № 7.
При проведении игры "Помогите найти дом" используется магнитная доска, на лицевой стороне которой укрепляются 12 карточек с примерами без ответов (по 3 примера с одинаковыми результатами: 5+3, 7+1, 4+4, 7-3, 1+3, 10-6, 6+1, 3+4, 3+3, 9-3, 4+2)
А на обратной стороне устанавливаются кружки четырех цветов. Это позволяет учителю быстро и незаметно для детей передвигать магниты. Примеры с одинаковыми ответами ставятся против кружков одинакового цвета. Три магнита устанавливаются там, где кружки одинакового цвета.
Ход игры: - Ребята, к нам в гости пришел Шарик. Он ищет дом под номером 7. Помогите найти этот дом. (Фигурка Шарика изготовлена из картона, на носу висит скрепка). "Если вы правильно найдете дом, то увидите это по скрепке - она приклеится к примеру. Ученик, хорошо решающий примеры быстро найдет этот дом. Но если учитель видит, что руку поднял ученик, который может ошибиться, то ситуация меняется. "Шарик может по запаху найти этот дом. Может водить вдоль примеров, и Шарик может сам узнать нужный дом.
Таким образом, и этот ученик справится с заданием. Далее ему предлагается: "Прочитай этот пример и назови ответ громко, чтобы Шарик слышал, где находится дом №7 ". Потом вступает в игру Тузик, который ищет дом №6. Такая вариативность дает возможность не оставаться в стороне тем, кто чувствует неловкость из-за того, что не знает и позволяет испытать удовлетворение от выполнения задания.
Особое внимание должно уделяться формированию организационных умений, оборудованию рабочего места. Это одно из основных умений, которым должен овладеть ребенок в классе, и от этого зависит дальнейшее обучение. Одновременное начало и включение в работу способствует выработке единого темпа работы и не позволяет ученикам расслабляться. Исключается также излишняя нервозность из-за того, что чего-то не достигается.
Разумная организация деятельности учащихся способствует формированию учебных действий.
4. Тема урока: Решения задач на + и - в пределах 5.
1. Перед детьми наборные полотна в виде озерков из цветной бумаги, фигурки уток, цифр. Учитель читает задачу, а дети выполняют действия и комментируют. "На озере плавали 3 уточки (кладем 3 уточки), к ним приплыли еще 2 уточки (кладем 2 уточки).
- О чем спросим? (Сколько уточек стало?).
- Выполним решение числами: было 3 уточки
обозначим цифрой 3, приплыли 2 уточки, берем цифру
2.
- Какой знак ставим между ними? (+).
- Почему? (т.к. уточек стало больше). 2. Следующая
задача: "На озере было 5 уточек. Одна уточка
вышла на берег".
- Что спросим? (Сколько уточек осталось?) Дети
выполняют на наборном полотне, один
комментирует: "Берем цифры 5 и 1.
Между ними ставим знак (-), т.к. число уточек уменьшается. Получили ответ 4."
Подобная работа позволяет ребенку представить условия задачи, и формируется план действий при решении, на следующем этапе будет самостоятельно рассуждать по аналогичному плану.
Сказочные персонажи помогают детям осознать пройденный путь, мобилизовать свои усилия для освоения нового. Например, с Буратино произошел такой диалог:
- Здравствуйте, дети!
- Научились читать и писать?
- Мне так хочется попасть к вам в класс, но я пока
летаю по другим школам, вы научитесь хорошо
писать и читать, а потом научите меня. Ладно? Я
слышал, что у некоторых пока не получаются буквы
к и р.
- Я знаю, что у вас не очень хорошо идут дела с
математикой. А когда прилечу вы мне расскажете,
чему вы научились за это время. Ладно?
- До свидания, ребята!
В связи с тем, что дети не привыкли прилагать усилия, нужно провести работу на наборном полотне. Задания преподносятся как задания оператора компьютеру.
Варианты работы:
1. Учитель-оператор, вы - компьютеры и выполняете
мои указания. Называю звуки, дети ставят буквы и
читают слово.
2. Ученик-оператор у доски, он дает указания всем.
3. Первый вариант - Операторы, второй вариант -
Компьютеры. При обучении грамоте нужно
использовать блоковое изучение букв. Сначала
введем буквы а, о, у, ы, э, обозначающие твердость
впереди стоящего согласного звука. Затем
согласного звука: н, л, м, р, что позволяет
увеличить объем прочитанных слов. Гласные буквы,
обозначающие мягкость впереди стоящего
согласного звука - я, е, ё, ю, и.
При формировании процесса чтения нужна следующая последовательность:
1.Сначала прочитай гласные (а, и, а,)
2. Потом, соединяя их с согласными, прочитай по
слогам (ма - ши - на). Это соответствует
психологическим обоснованиям процесса чтения (Эльконин
Д.Б. "Как научить детей читать"). Умению
отличать функции гласных в русском языке
способствовали следующие таблицы: ТА ТЯ КРА КРЯ
НА НЯ ГЛА ГЛЯ.
Итогом первого года обучения является то, что учебный процесс становится для ребенка интересным. Он не боится отвечать учителю, не боится ошибиться, умеет включаться во фронтальную работу. И тогда возникает задача второго года обучения - научить работать самостоятельно. Если у ребенка есть желание отвечать, то очень часто его ответ страдает многословием, неточностью, бездоказательностью. Во втором классе идет работа над этими недостатками. Используются следующие приемы:
1. Обоснуй свой ответ.
2. Расскажи по плану.
3. Выполни действия в порядке.
В третьем классе фронтальная форма работы начинает оказывать отрицательное влияние на учащихся. У успевающих появляется желание выделиться среди других более быстрым, правильным ответом. Более медленно усваивающие дети не всегда получают возможность самоутвердиться. Таким образом возникает задача нахождения такой формы обучения, которая позволила бы каждой группе учащихся подняться на новый виток развития. И таковой является групповая форма обучения. Она позволяет:
1. Организовать на уроке поисковые ситуации;
2. Овладеть навыками коллективной работы, умение
распределить работу между собой;
3. Прислушиваться к мнению других, доказывать
свою правоту.
На первых порах, если группа получила задание ответить устно, о результатах рассказывает сильный ученик. Но потом стоит задача - помочь более слабому подготовить ответ. Если надо выполнить задание письменно, группа совещается и после этого приступает к работе. Таким образом, слабый ученик получает направление своей работе и успешно справляется с заданием.
При изучении нового материала создаем поисковую ситуацию, направляя мысль учеников в нужное русло. В результате сами ученики делают какое-то маленькое "открытие". Один ученик рассуждает вслух, и если многие затрудняются ответить, а где-то мелькнула зацепка, моментально раскручивается дальнейшее рассуждение.
При этом используем блоковую подачу материала. Так, приемы деления 2 - значного числа на однозначное рассматриваются на одном уроке.
1. - Что это за прием деления. 48 : 6 (табл.) А как
разделить 48 : 4?
2. Обсуждение в группах, в результате дети сами
находят способ деления 48 : 4 - надо 40:4 и 8:4,
результаты сложить.
3. Как разделить 45:3? Рассуждают так: 4 десятка не
делятся на 3, но 30 и 15 делятся, значить надо
заменить суммой удобных слагаемых 30 и 15.
4. Сравнить приемы деления 48:4 и 45:3 - Чем похожи? Чем
отличаются?
5. Как разделить 70:2 ?
6. А если 45:15 ? Дети затрудняются.
Домашнее задание: найти способ деления 2 значного числа на 2 - значное. Это позволяет отработать и навык решения задачи и проводить работу по сравнению видов задач, составлению задач по аналогии.
5. На уроке русского языка по теме"Правописание слов с двумя безударными гласными".
1. Игра. У каждого ученика по 3 карточки со словами, где пропущены безударные гласные. Ученик берет у другого карточку и пытается подобрать 2 проверочных слова. Если ему это удается, то он берет карточку себе, если нет - возвращает.
Слова: трепал, запорошил, рокотал, заборонил, загрохотал.
2. Фронтальная работа:
- Какие слова показались трудными, непонятными?
Выясняется смысл слов: трепетал (тихонечко
дрожал). Пример: Что делает осиновый листок?
(трепещал). Я вижу что? (трепет).
- Запорошил (это когда идет мелкий снег). Пример:
Град сыплется, дождь моросит, снег порошит.
- Рокотал (это равномерный гул). Пример: Я слышу
что? (Рокот трактора). Трактор что делает?
(Рокочет).
3. Вывод: Мы познакомились с новыми словами, в
которых два безударных гласных. Сколько слов
надо подобрать для проверки? Почему проверяем 2 -
мя словами? Сформулируйте правило. ( В русском
языке встречаются слова с сочетаниями - оро-.
-оло-, -еле- (прием рационального запоминания).
4. Словарный диктант: голосок, полоса, трепетал,
веселился, бережливый, голодал, лептал,
деревянный.
5. Минутка чистописания
6. Словарная работа: огород.
- Выделение ударного гласного, безударного гласного.
- Выяснение значения слов.
- Составление предложений, текста по теме "Огород"
7. Итог урока.
В 4 классе осуществлению принципа индивидуализации способствуют задания 5 степеней сложности. Одна из основных задач уроков русского языка - это формирование орфографической зоркости, умения видеть, распознавать орфограммы. Для этого:
а) учащиеся на тексте отыскивают "шпионов" (ошибки);
б) учитель диктует слово, дети записывают только орфограммы.
1. Каждый проверяет свою работу и ищет ошибку.
2. Поиск ошибки (подсчет всех ошибок, допущенных в
классе).
3. В тетради у ученика написано сколько ошибок он
допустил. Дается время на исправление.
4. Взаимообмен тетрадями, взаимопроверка.
Такой подход к процессу обучения позволяет достичь более высоких результатов. Убедилась, что такой прием и метод являются условием повышения мотивации учения - в образовании является условием развития духовно-нравственного, творческого потенциала учащихся.
Уверена, что все увиденное и услышанное поможет в поиске новых форм и методов обучения.