Практические работы по литературе конца XVIII — начала XIX вв.

Разделы: Литература


Практическая работа №1

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитайте по учебнику В.И. Коровина “Русская литература C I C ” 10 класс. Ч.1 стр. 6-35.

2.М.В. Ломоносов. “Ода на день восшествия” Г.Р. Державин “Властителям и судьям”, “Ключ”, “Фелица”, “Русские девушки” , “Снегирь”, “Соловей”, “Памятник”, “Бог”.

План работы на уроке

1.Рассмотрим таблицу “Литературные направления русской литературы XVIII­XIX вв.” Дайте понятие классицизма, анализируя одно из произведений М.В. Ломоносова.

Устный ответ одного из участников группы. Взаимооценка.

2.Перечитайте оду М.В. Ломоносова “На день восшествия…”. Используя таблицу, докажите, что данное произведение можно отнести к классицизму. Обоснуйте свою точку зрения.

Письменный ответ с последующим устным ответом одного из участников группы. Взаимооценка.

3.Прочитайте оду Г.Р. Державина “Фелица”, сравните с одной М.В. Ломоносова. Найдите общие и отличительные черты двух од. Сам Г.Р. Державин считал себя приверженцем классицизма, но фактически стал его разрушителем. Обоснуйте или опровергните данную точку зрения.

Письменный ответ с последующим устным ответом одного из членов группы. Взаимооценка.

4.Тест “Классицизм”

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?

а) иерархия жанров

б) опора на античные традиции

в) интерес к внутреннему миру героя

г) культ чувства

д) принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а) М.В. Ломоносов

б) А.С. Пушкин

в) Г.Р. Державин

г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня

б) ода

в) былина

г) поэма

5.Основным жанром какого поэта была ода?

а) Ломоносов М.В.

б) Державин Г.Р.

в) Карамзин М.М.

г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях”

О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?

а) М.В. Ломоносов

б) Г. Р. Державин

в) А.Д. Кантемир.

Практическая работа №2

“Сентиментализм”

Предварительное домашнее задание.

1. Прочитайте по учебнику В.И. Коровина “Русская литература C I C ” 10 класс. Ч.1 стр. 36-39

2.Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”

3.А.С. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”.

План работы на уроке

1.Дайте определение “сентиментализма” и расскажите об основных чертах этого литературного направления.

Устный ответ одного из участников группы. Взаимооценка.

2.Вспомните повесть Карамзина “Бедная Лиза”. Почему ее следует отнести к произведениям русского сентиментализма. Обоснуйте свою точку зрения.

Письменный ответ с последующим устным ответом одного из участников группы. Взаимооценка.

3.Покажите своеобразие русского сентиментализма на примере “Путешествия из Петербурга в Москву” А.С. Радищева.

Письменный ответ с последующим устным ответом одного из участников группы. Взаимооценка.

4.Тест “Сентиментализм”

1. Выберите признаки сентиментализма

а) способность героя чувствовать и сопереживать

б) соответствие теории “Трех штилей”

в) в центре произведения – героическая личность

г) герои – простые люди

д) изображение красоты природы

е) соблюдение правил “Трех единств”

2. Кто из них приблизил литературный язык к живой, естественной разговорной речи?

а) Д.А. Фонвизин

б) Г.Р. Державин

в) М.М. Карамзин

3.В повести “Бедная Лиза” Карамзин утверждает:

а) образования должно быть хорошим

б) Отечеству надо служить верой и правдой

в) И крестьяне любить умеют.

4.Как можно определить жанровую форму “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева?

а)дневник

б)путевые заметки

в)сатирические очерки

Практическая работа №3

“Романтизм”

Предварительное домашнее задание.

1. Прочитайте по учебнику В.И. Коровина “Русская литература C I C ” 10 класс. Ч.1 стр. 36-39

2. В.А. Жуковский “Светлана”.

3. К. Рылеев “Иван Сусанин”

План работы на уроке

1.Дайте определение “романтизм” и расскажите об основных чертах этого литературного направления.

Устный ответ одного из участников группы. Взаимооценка.

2.Рассмотрим таблицу “Литературные направления русской литературы XVIII­XIX вв.” Определите особенности романтизма В. Жуковского и К. Рылеева, анализируя балладу В. Жуковского “Светлана” и думу К. Рылеева “Иван Сусанин”, заполнив следующую таблицу:

Основные черты романтизма

В. Жуковский

К. Рылеев

1. Герой    
2. Жанр    
3. Тема    
4. Поэтические средства    

3.Тест “Романтизм”

1.Найдите соответствие.

1) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом.

2) изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно “средней” личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, “религия сердца”, искания идеального образа “жизни вне цивилизации” (Руссо). Стремление к естественности в поведении человека, таинственному и ужасному, идеализация средневековья.

3) культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”.

а)романтизм

б)классицизм

в)сентиментализм

2.В произведениях какого метода исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

3. К какому литературному направлению принадлежат произведения русских писателей.

1.Классицизм

2.Сентиментализм

3.Романтизм

а) “Светлана” В.А. Жуковского

б) “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина

в) “Разговор с Анакреоном” Н. В. Ломоносова

4.Назовите лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется:

а) баллада

б) поэма

в) былина

Контрольная работа.

1.“Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой, лучшей жизни. Ее царствование — это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану, блестящая и великолепная по изложению, эпопея, достойная Гомера или Тассо*. Ее царствование — это драма, драма многосложная и запутанная по завязке, живая и быстрая по ходу действия, пестрая и яркая по разнообразию характеров, греческая трагедия по царственному величию и исполинской силе героев, создание Шекспира по оригинальности и самоцветности персонажей, по разнообразности картин и их калейдоскопической подвижности, наконец, драма, зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости. <...>

Да — чудно, дивно было это время, но еще чуднее и дивнее было это общество! Какая смесь, пестрота, разнообразие! Сколько элементов разнородных, но связанных, но одушевленных единым духом! Безбожие и изуверство, грубость и утонченность, материализм и набожность, страсть к новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство, забавы и геркулесовские подвиги, великие умы, великие характеры всех цветов и образов и между ними Недоросли, Простаковы, Тарасы Скотинины и Бригадиры; дворянство, удивляющее французский двор своею светскою образованностию, и дворянство, выходившее с холопьями на разбой...”

В. Г. Белинский. Литературные мечтания. 1835

Для характеристики века Екатерины Белинский прибегает к сопоставлению его с изображением жизни в произведениях литературы различных родов: эпопеи, драмы, трагедии... Как это помогает критику раскрыть противоречия этого времени?

На какие противоречия времени Екатерины указывает он прямо? Почему? Какие из них вы можете подтвердить историческими фактами, примерами из литературных произведений М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева?

2.Выполните тест.

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?

а) иерархия жанров

б) опора на античные традиции

в) интерес к внутреннему миру героя

г) культ чувства

д) принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а) М.В. Ломоносов

б) А.С. Пушкин

в) Г.Р. Державин

г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня

б) ода

в) былина

г) поэма

5.Основным жанром какого поэта была ода?

а) Ломоносов М.В.

б) Державин Г.Р.

в) Карамзин М.М.

г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях”

О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?

а) М.В. Ломоносов

б) Г. Р. Державин

в) А.Д. Кантемир.

7. Выберите признаки сентиментализма

а) способность героя чувствовать и сопереживать

б) соответствие теории “Трех штилей”

в) в центре произведения – героическая личность

г) герои – простые люди

д) изображение красоты природы

е) соблюдение правил “Трех единств”