Подготовка к олимпиаде по русскому языку для 3–4-го класса

Разделы: Русский язык, Начальная школа


ЗАНЯТИЕ 1

Тема: ФОНЕТИКА

Цели:

  • Систематизировать знания о звуках речи.
  • Отрабатывать умение фонетического разбора слов.

1. Сегодня мы познакомимся с дедом Всеведом. Имя его от слова – всё ведать, знать. Мы отправимся в путешествие по сказочной стране. Страна состоит из отдельных княжеств.

Первое княжество – “Фонетика”.
Там живут звуки нашей речи. Они свистят, шумят, шипят, поют. Давайте вспомним, какие звуки услышите, когда тикают часы, капает вода, жужжит пчела, дует сильный ветер, плачет ребёнок, звенит звонок.
Жители княжеств очень дружны и не могут жить друг без друга.

С н г р ч к с л н ш к    о ы о у е а о

Могут ли они быть словами? А вместе получится – Снегурочка, солнышко

1) Повторить о звуках и буквах.
Гласных 6 звуков – а, о, ы, э, у, и,
Букв гласных 10 –
а о э ы и у - обозначают твёрдость согласных звуков
я е ё и ю - обозначают мягкость согласных звуков.

2. Вспомнить, когда буква обозначается 2 звуками.

1) Если буквы е ё ю я стоят в начале слова: яма, Юля, ёжик.
2) В середине слова, где встречаются 2 гласные буквы, одна из них я ё е юмаяк, каюта, поехал.
3) В словах с ъ и ь знаками: подъём, воробьи, семья.

Сколько букв и сколько звуков:

Юла, море, гусь
3б.4 зв. . 4б.4 зв. 4б.3 зв.

3. Прочитай слова, потом произнеси звуки в обратном порядке.

Из слова лей – назовите дерево (ель)
Из слова лён – цифру (ноль)
Из слова лоб – назовите настил (пол)
CCC Люк – большой мешок (куль)
Ток – домашнее животное (кот)
Шёл – неправду (ложь)
Куб – связку, охапку чего-либо – (пук)
Шей – просьбу (ешь)
Лёд – материал для крыши (толь)

4. Одинаковы ли гласные звуки в словах: малина–машина, носик–ножик?

5. Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег?

6. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука: галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю.

7. Игра “У кого хвост длинней?”
Измени букву, образуй новое слово. Док, боб, лом, кора, кочка.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: ФОНЕТИКА

Цели:

  • Отрабатывать умение делать фонетический разбор слов.
  • Знакомство с транскрипцией.
  • Вспомнить случаи, когда одна буква произносится 2 звуками или 2 звука обозначены 1 буквой.
    вначале слова Яша, ёлка
    после гласной перед буквами е ё ю я – каюта
    когда в слове есть ъ или ь разделительные знаки – семья

1. Сделать полный фонетический разбор слов пень, семья.

2. Какими звуками различаются слова: дал и даль, луки люк, флаги и фляги?

3. Какие слова произносятся так: (слова грусть, лесть в транскрипции)?

4. Ударение в русских словах подвижно.
Слово атлас может быть прочитано по-разному, с ударением на первом слоге и на втором. Поэтому получатся разные слова.
Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свёкла, пироги.
Сколько слов у вас получилось?

5. В каком слове 40 гласных? (Сорока)
Сто согласных в слове? (Стол)

6. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов:
был – бил, вол – вёл, плоды – плоты

7. К словам лещ (утка, пол)   – добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

8. Разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, стол, пол, мышь, тетрадь.
К какой группе относятся слова: соль, ручка, молоток, корень?

9. Игра “Кто быстрей?”
Кто запишет больше слов, в которых меньше звуков, чем букв?
Больше звуков, чем букв?

10. Как можно превратить слово мел в мелкое место, а слово угол – в топливо, шест – в число?

11. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: ФОНЕТИКА

Цель:

  • Отработка знаний по фонетике.

1. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:

(ж) Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
(ш) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.
(т) Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Определите, сколько звуков в словах и, он, мал, сколько, яма, а, возьму, юг, подъезд.

3. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

4. Определите, сколько раз в стихотворении встречается звук (с)?

Через поле и лесок
Подаётся голосок
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.

5. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

Водит, пашешь, верит, велит, смех.

6. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: ЛЕКСИКА

Цели:

  • Знакомство с лексическим значением слов.
  • Однозначные и многозначные слова.
  • Прямое и переносное значение слова.

1. Повторение об ударении.
Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов: выходить, пахнуть, трусить, сведение.

2. Исправьте все ошибки в письме.

Грустные вести.
Пришло письмо мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки….

Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно шутит плут
Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут,
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход. Я запиваю песни.
На днях в лису нашёл я грусть, и очень был доволен.

Нет, нет, не шутит он! Боюсь.
Мой друг серьёзно болен,
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить.

Объясните причину ошибок?
Лексика – значение слова.
Фонетика – звуковой состав слова.

3. Однозначные и многозначные слова.

1) Дом – жилое здание
2) Дом – квартира, а также семья, люди, живущие вместе , их хозяйство.
3) Дом – учреждение (Дом отдыха)

4. Сколько значений у слова дорога? Выписать их.

Подумать только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду.
И тропку, бегущую рядом.
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.

5. Найдите однозначные и многозначные слова.

Сбрасывают ёлки и сосны иголки?
Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок.
Видела. А вот голых ёлок не видела, - задумчиво сказала Алёна.

6. Прямое и переносное значение слов.
Малыши говорят:
“Я в школу не пойду”,- заявил пятилетний Серёжа. Там на экзаменах детей режут.
Какие слова употреблены в переносном значении?

Замолчи Петрусь, CCC За столом сказала мать:
Говорят. Хватит языком болтать
Прикуси  язык, А сынишка осторожно
Говорят. – А болтать ногами можно?
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.

7. Какие особенности лексики русского языка использовал поэт?

Сима чистый, чище мыла
Мылся сам, и мама мыла.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: ЛЕКСИКА

Цели:

  • Познакомить с омонимами.
  • Закрепить знания о синонимах и антонимах.

1. Какое языковое явление отражено в стихотворении?

Что делают часы? CCC Но немного отстают.
   Мы смотрели с Мишкой вместе.
Говорят: часы стоят, А часы висят на месте.
Говорят: часы спешат,
Говорят: идут

Прямое значение – висят
Переносное значение – спешат, стоят, идут.

2. Омонимы – одинаково написанные слова, с разным значением.
Найди омонимы, объясни их значение.

Овсянка.

Вот этой овсянки CCC Кокой же овсянки,
Не хочется киске. Она захотела?
(Вот этой овсянки, Не той ли,
Которая в миске) Что мимо сейчас пролетела?

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой
И обычный ключ дверной.
Сколько значений у слова ключ?

3. Синонимы – разные слова с одинаковым значением.
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь
Оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них
Священного для нас.

Найди слова – синонимы.

Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркальце наводит;
Но в тёмном зеркальце одна
Дрожит печальная луна.

4. Продолжите высказывания словами – синонимами.
Перечень букв в определённом порядке – это…(алфавит, азбука)
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это …( термометр, градусник)
Человек на лошади – это …( всадник, наездник)

5. Выделите третье лишнее слово.

Огонь, осень, пламя.
Алфавит, чистописание, азбука.
Шалун, конница, кавалерия
Ураган, дождь, пурга.

6. Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда противоположны.

Определи антонимы.

У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит
Налево – сказку говорит.

Я антоним к слову лето
В шубу снежную одета
Хоть люблю мороз сама
Потому что я ….(зима)

Я антоним к слову смех
Не от радости. Утех –
Я бываю поневоле
От счастья и от боли
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач)

Укажите в загадке антонимы.

Далеко мой стук слышится вокруг
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

Я антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня ( прохлада).