Урок обобщения и систематизации знаний в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Цели:

  • выяснить, как учащиеся усвоили понятие дроби, сложение и вычитание обыкновенных дробей, сравнение дробей;
  • расширить знания учащихся, привить любовь к математике, воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
  • развивать логическое мышление, память, любознательность учащихся, умение проверять и оценивать выполненную работу.

Оборудование: карточки с ребусом “дроби”, ответами и буквами “фламинго”, картинки фламинго и бобра, модель усеченного конуса, удивительный квадрат, перфокарты для самостоятельной работы, аппликации для записи дробей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка цели урока.

Разгадайте ребус

2" " И

Сегодня на уроке мы повторим, что вы узнали о дробях, как вы усвоенные знания применяете к выполнению практических заданий.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Итак, обыкновенные дроби или просто дроби.

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ________. "5" это________(знаменатель дроби).
Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется___________. "3" это___________(числитель дроби).

2. Заполни таблицу.

Фигура

Разделена на …
равных частей

Закрашено Дробь Числитель Знаменатель

1.

              

2.

              

3.

              

4.

              

3. Отметь на числовой прямой числа .

– Обыкновенные дроби, как и любые известные нам числа, обладают следующим свойством: из двух чисел больше то, которое расположено правее на числовой прямой.
– Назовите дроби, которые меньше 1.
– Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильной.)
Любая правильная дробь меньше 1 и расположена между 0 и 1.
– Назовите дроби, которые расположены правее 1.
– Как называют эти дроби? (Неправильные.)
Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен, называется неправильной. Любая неправильная дробь меньше или равна 1.
– Запиши все правильные дроби со знаменателем 11.
– Запиши все неправильные дроби с числителем 8.
– Запиши:

  • наименьшую правильную дробь со знаменателем 20;
  • наибольшую неправильную дробь с числителем 20;
  • наибольшую правильную дробь со знаменателем 30;
  • наибольшую неправильную дробь со знаменателем 30;
  • наименьшую неправильную дробь с числителем 30.

4. Начерти отрезок АВ = 4 см

Нарисуй отрезки:

А1В1, равный АВ ;
А2В2, равный АВ;
А3В3, равный АВ.

5. Сравните дроби:

1;

;

1;

.

Объясните свой выбор.

6. Восстановите цепочку:

Если числитель равен знаменателю, то эта дробь равна 1.

7. Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
– Найдете значение выражения

Ответы на карточках.

На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц вы найдете на карточках с ответами на обратной стороне, если из букв составите слово.

– Расположите эти дроби в порядке возрастания.

обратная сторона карточки

– Повернув карточки обратной стороной, вы прочитаете название птиц – метеорологов.

 

Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым.Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, то более низкими.

 

 

8. Назовите неправильные дроби .

– Замените неправильные дроби частным и найдите значение.
– Назовите смешанные числа.
– Как найти сумму смешанных чисел?

– Перед вами удивительный квадрат. Он поможет вам узнать длину тела бобра (в дециметрах)

Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни. Обитает по лесным рекам. Сооружает из ветвей и ила домики, поперек рек делает плотины длиной 5 – 6 метров. Найдем длину тела бобра (в дециметрах). Выполним следующие действия:

  1. Из первой строки выберите наименьшее число. ()
  2. Из второй строки выберите наибольшее число. ()
  3. Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число. ()
  4. Найдите сумму выбранных чисел и вы получите ответ. (10 дм)

– А сколько это см? м? Найдите сумму чисел по диагоналям? (10) Из каждой строки и каждого столбика выберите по одному числу и найдите сумму этих чисел. (10) Почему этот квадрат называют удивительным? (сумма всегда равна 10)

9. Работа с перфокартами по вариантам:

Пока слабые учащиеся доделывают работу, для сильных учащихся дополнительные задания:

Найдите лишнее слово:

Числитель

Кривая

Сложение дробей

Знаменатель

Дробь

Вычитание дробей

Прямая

Прямая

Сокращение дробей

Смешанное число

Ломаная

Луч

        

– Дайте название каждому столбцу.

Элементы обыкновенной дроби

Операции с обыкновенными дробями

Виды линий

– Какой столбик попал случайно в страну дроби?

Взаимная проверка перфокарт, выставление оценок.

IV. Подведение итогов урока.

V. Задание на дом.