Литература — музыка — живопись. Опыт прикосновения к проблеме интегрирования школьных предметов

Разделы: Литература


«В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры». [6]

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы – находить их. Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • формировать обобщённые знания и умения;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.

« Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся». [1]

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия» [5]. Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы.

Родители стремятся воспитать гармонически развитых, творчески одарённых детей. Привить чувство прекрасного способно искусство (литература, музыка, живопись). Литература – единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. На мой взгляд, возникла необходимость интегрирования таких предметов, как литература, музыка и живопись. Мне интересен синтез искусств. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Актуальность и перспективность

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мне кажется, что за интеграцией – будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Как словесника, прежде всего меня заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ нахожу в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет – русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку – научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность.

Литература – 1) произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение; 2) письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма )[7]. Выяснили, что литература – это искусство слова. В данной работе попытаюсь рассмотреть интеграцию трёх предметов: литературы – живописи – музыки. Интеграция позволяет учащимся иметь целостную картину мира. Необходимо «перейти от развития интеллекта в отдельных предметах к всестороннему и целостному развитию личности». [6] Органическая связь литературы и смежных искусств представляет собой основу для интегрирования таких предметов, как живопись, музыка и литература. Использую на уроках записи музыкальных произведений, иногда играю на пианино. Часто привлекаю к уроку самих ребят. Они играют на музыкальных инструментах, создают эскизы декораций, костюмов, сами подбирают музыку к произведениям. Каждый урок – творческий поиск. Главное – интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении.

Особенности интегрирования на уроках литературы

Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.

Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.

В энциклопедии книжного клуба XXI века нахожу определение. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись». [3]

Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).

Музыка на уроках литературы

Наиболее часто использую этот вид интеграции на своих уроках. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом». [4] Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс).

А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.

Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.

Басни Крылова (5-й класс). Класс разбиваем на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.

Ход урока. Выступление команд. Обсуждение.

1. Чьё выступление понравилось больше всего?

2. Кого можно назвать лучшим актёром?

3. Какой группе удалось наиболее точно уловить настроение басни и правильно подобрать музыку?

Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека.

Цикл интегрированных уроков

Интегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов.

В прошлом учебном году совместно с Кержнер Л.А.(учителем музыки) и Полоховым С.В. (учителем ИЗО) был разработан цикл интегрированных уроков в 7-м классе. Один день в каждой четверти уроки музыки, изо и литературы проводили на определённую тему:

  • Былины (1 четверть),
  • А.С.Пушкин «Борис Годунов» (2 ч.),
  • Русские женщины. Некрасов (3 ч.),
  • Огненные годы – 1941–1945 (4 ч.).

Рассмотрим данный опыт на примере первой темы.

К уроку литературы дети читают былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Даём понятие о былине. Выясняем, каковы отличительные черты былин. Знакомимся с элементами композиции. Делаем вывод: в чём особенность былин? Кто мог быть героем былины? Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня? Итог работы – сочинение «Илья Муромец в селе Михайловском».

После урока литературы дети идут на урок музыки, где прослушивают музыкальные произведения: Римский-Корсаков «Садко», Мусоргский «Как во городе было во Казани» (Из оперы «Борис Годунов»). Ребята обращают внимание на мелодию, выясняют, какой темп, определяют характер музыки, знакомятся с Баяном – певцом-сказителем.

Затем учащиеся идут на урок ИЗО. Здесь ребята рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: анализируют образы богатырей, подчёркивая их мощь. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся их описывать, слушают песню-былину «Про Добрыню». Далее следует практическая работа: сюжетный рисунок.

Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. В течение трёх уроков изучается одна тема. На уроке литературы говорим о художественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. Урок музыки помогает создать эмоциональный настрой, учит умению выразить музыкальные впечатления. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом.

Проблему интегрирования школьных предметов считаю основополагающей в своей педагогической деятельности. Думаю, что опыт очень актуален и перспективен.

Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор. На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети – душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств.

Интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Не берусь утверждать, что все учащиеся станут в будущем композиторами и художниками, но данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.

Маленькие трагедии.

Гений и злодейство – две вещи несовместные…

Цели.

  • Познакомить учащихся с новыми страницами творчества А.С.Пушкина («Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»);
  • Развивать мышление учащихся с опорой на опыт и кругозор; воспитывать гуманизм; прививать эстетические ценности.

«Реквием» - звучит музыка. Слово учителя.

Тревожная музыка. Не правда ли? Музыка словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Такой и была жизнь героев «Маленьких трагедий» Пушкина. «Маленькие трагедии» - это цикл произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Цель каждой трагедии – развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество.

«Маленькие трагедии – вещь непостижимая. И сколько бы ни читал их, остаётся ощущение недосказанности, неразгаданности, ускользающей сложности. Нам с вами предстоит знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Постараемся понять, что движет поступками героев, в чём заключаются трагедии двух великих людей.

Итак, «Маленькие трагедии». Название было дано редактором при посмертной публикации; сам Пушкин озаглавил так: «Опыт драматических изучений». Что именно драматически изучал поэт? Не станем спешить с ответом, просто шаг за шагом будем продвигаться в глубь пушкинского замысла. В центре нашего внимания – драматическое произведение.

  • Какие жанры драматических произведений вы знаете?
  • В чём особенность драматических произведений?
  • Как автор может выразить своё отношение к героям?
  • Моцарт и Сальери… Почему именно они стали героями трагедии Пушкина? Почему поэт не взял имена героев вымышленных, а обратился к исторически реальным лицам? Что мы знаем о них?

Сообщения о Моцарте и Сальери (заранее готовят ученики).

Слово учителя. Что же убедило Пушкина в том, что реально существовавший композитор Сальери мог отравить Моцарта? Главный пушкинский аргумент – эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта «Дон Жуан»: раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца». Как вы думаете, кто «центральное лицо» трагедии Пушкина?

Трагедия начинается с монолога Сальери (читает наизусть учитель).

  • Как вы поняли пушкинского Сальери? Что движет им? Каково его отношение к музыке?
  • Отчего это, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?
  • Какую жизнь вёл Сальери? Почему он решил стать композитором?
  • Действительно ли Сальери так горячо любит своё занятие?
  • Вправе ли мы ожидать, что герой всегда высказывается искренне?
  • Отчего Сальери так часто уничтожает свои сочинения?
  • Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?
  • Какой эпизод переполнил чашу терпения завистника Сальери? Что разожгло его зависть к славе Моцарта до бешенства, до желания его убить?

А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев.

Инсценирование. Эпизод со слепым музыкантом.

  • Почему Пушкин не сократил трагедию до двух действующих лиц? Зачем ему понадобился слепой музыкант?
  • В трагедии 2-й сцены. Везде Сальери сдержан, прячет свои чувства. Почему в этой сцене ему отказывает самообладание?
  • Сальери долго не может успокоиться. Не может успокоиться и тогда, когда Моцарт играет ему свою новинку. Слушает ли её Сальери?
  • И Моцарт, и Сальери называют себя «жрецами». Одинаковый ли смысл вкладывает каждый из них в это понятие?
  • Сальери признаёт гениальность Моцарта, но в то же время совершает преступление. Почему?
  • Можно ли поверить Сальери, что до Моцарта он не знал зависти и наслаждался успехами своих товарищей?
  • Кто истинный кумир Сальери, во имя которого он занимается творчеством, во имя которого совершает злодейство? Какой эпитет подбирает автор к слову «слава»?
  • Как бы вы определили сущность Сальери? Какова основная черта его характера?
  • А каков характер Моцарта? Доверчив ли он?
  • Что за чёрный человек к нему приходил?
  • Взгляните на эпиграф к сегодняшнему уроку. Кто такой гений? Кто и когда произносит фразу о гении и злодействе? Почему у Моцарта – тире, а во фразе Сальери тире отсутствует?
  • Каковы будут последствия ужасного поступка Сальери? Освободится ли он от мук или ещё более страшные мучения будут преследовать его всю жизнь?
  • Прав ли Моцарт, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»?
  • Наконец, жанр «Моцарта и Сальери». Оба ли героя трагичны?
  • «Зависть» - первоначальное название трагедии. Почему Пушкин меняет название?
  • Почему Сальери плачет? Прослушаем «Реквием» Моцарта. Реквием – траурное музыкальное произведение, богослужение по умершему. Мы знакомимся с самой короткой, но самой прекрасной частью, называемой «Лакримоза», что можно перевести как «слёзы». Первые слова, которые поёт хор, так и звучат: «Это день слёз». Заметьте, реквием, заказанный композитору, но… невостребованный. Итак, слушаем музыку и составляем устное сочинение-миниатюру. В этом вам помогут опорные слова: музыка передаёт; слушая музыку, я представляю; тревожная музыка; взволнованные аккорды помогают понять…

Выступления учащихся. Слово учителя. Опыт драматических изучений… Так определил жанр своих произведений А.С. Пушкин. Изучение человеческих страстей, потаённых мыслей – вот что интересовало автора больше всего. Опыты заключают в себе не столько ответы, сколько вопросы. Но это и делает их истинно трагическими произведениями. Действительно ли Сальери отравил Моцарта? Предоставим право историкам разобраться в этом. Но пушкинская трагедия всё же оказала влияние на мировую общественность, потому что музыка Сальери долгое время находилась в забвении, а произведения Моцарта известны всем. «Гений и злодейство – 2 вещи несовместные». Гений и музыка – величайшая сила! Сила, которая помогает нам жить, любить и бороться со всеми невзгодами.

Сальери, Моцарт – величайшие творцы.
И в этом убедились я и ты.
Пусть это был один урок,
Наука пригодится в срок:
Не будь завистлив никогда,
Будь смел и дерзок ты всегда.

Не бойся трудностей, держись,
За правду-матушку борись!
И пусть пройдут года, всегда
Ты помни – музыка нужна.
Она придаст вам настроенье,
Наполнит шумом и весельем!

  • Что открыли вам пушкинские страницы?
  • Как поняли вы героев?
  • Ваши итоговые суждения. Что понравилось?
  • Как рождаются стихи, музыка, творения живописца?

Мне очень хочется, чтобы вы надолго запомнили этот урок и узнавали музыку Моцарта. Не всегда, слушая её, мы испытываем печаль и скорбь. Музыку Моцарта узнаёшь по какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность (звучит «Симфония № 40»).

Список литературы

  1. Т.Г.Браже. «Интеграция предметов в современной школе», «Литература в школе», № 5, 1996 г.
  2. Г.Г.Красухин. «Доверимся Пушкину». М.,1999 г.
  3. Е.И.Кубанцева. «Музыка в системе искусств и культуре в целом». «Искусство и образование», № 1, 2001 г.
  4. Е.И.Кубанцева. «Философские основания музыкально-эстетического воспитания», «Искусство и образование»,  № 3, 2001 г.
  5. Машенко. «Использование музыки на уроках литературы». М.,1978 г.
  6. А.А.Мелик-Пашев. «Интеграция и самоопределение», «Перемены», № 1, 2001 г.
  7. С.И.Ожегов. «Словарь русского языка». М., 1990 г.