Развивающее адаптационное занятие "Собираемся в дорогу" из цикла "Впереди у нас пятый класс"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.

Задачи:

формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника;
формирование представлений о предварительном прогнозировании своего будущего;
снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.

Материалы к занятию:

Путевые листы на каждого учащегося.
Заготовки букв из цветной бумаги.
Выставка учебников для 5-х классов по разным программам.
Конверты с заранее приготовленными вопросами.
Карта “Государство Аннинский лицей”.
Плакат “ Собери пословицу”.
Заготовки отличий обучения в среднем звене.
Магнитофон с записью спокойной музыки.
Фотоаппарат.

Ход занятия:

Вводная часть. Приглашение в дорогу.

Приветствие. Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с песенного текста К. Ибряева “Школьный корабль” (если есть запись песни, то можно прослушать и не декламировать текст наизусть).

И в сентябрьский день погожий,
И когда метет февраль,
Школа, школа ты похожа
На корабль, бегущий вдаль.
Сейчас ваша вахта у школьной доски,
Так, значит,
Немножко вы все моряки,
Вам жажда открытий знакома,
Дороги у вас далеки.

Каждый год мы входим вместе
В новый класс, как в новый порт.
И опять мечты и песни,
Как всегда на борт возьмем..

По следам героев Грина,
По страницам добрых книг,
Вам под парусом незримым
Плыть с друзьями напрямик.

Сейчас ваша вахта у школьной доски,
Так, значит, немножко вы все моряки,
Вам жажда открытий знакома,
Дороги у вас далеки.

Психолог: – Ребята, с какими образами сравниваются в песне школа и ученики?

Ответ: школа – корабль, ученики – моряки.

– Почему школа ассоциируется с кораблем?

Ответы: корабли совершают путешествия в неведомые страны, открывают новые неизвестные земли, а мы тоже путешествуем, но не по морям и океанам, а по стране знаний.

На сегодняшнем занятии нам предстоит серьезная работа, мы начнем с вами готовиться к предстоящей дороге. Как вы думаете, куда?

Ответы: в скором будущем предстоит учеба в 5классе.

Поэтому мы будем готовиться к дороге в 5 класс.

Чем лучше вы подготовитесь к путешествию, тем удачнее будет дорога. Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу, что должно быть у учеников 5 класса, чтобы им жилось интересно и весело.

Подготовке к путешествию будет посвящено несколько занятий.

Каждому ученику выдается ПУТЕВОЙ ЛИСТ (обратите внимание на ударение)

На этом листе мы будем записывать все то, что нам понадобится в пути. Я попрошу оформлять путевой лист аккуратно и сохранить его до начала обучения в 5 классе.

Оформление путевого листа.

Самостоятельно запишите фамилию, имя, класс.

Фамилия.

Имя.

Класс.

Маршрут (пока ничего не записываем).

А сейчас я попрошу вас выполнить следующее задание:

психолог читает загадки, а дети записывают ответы в путевые листы, причем записывать надо только начальные буквы ответов. У вас должно получиться 5 букв. Буквы записываем в строчку под словом МАРШРУТ. Если сомневаетесь в правильности, то запишите буквы карандашом.

ЗАГАДКИ.

Всем она давно знакома –

Ждёт послушно возле дома.

Только выйдешь из ворот –

Куда хочешь поведёт. (Дорога) (пример)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета) (пример)

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус) Г

На странице букваря –

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит) А

Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их отгадает. (Буквы) Б

Всему живому она дана одна.

(Жизнь) Ж

Дом по улице идёт,

На учёбу всех везёт.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус) А

После проверки на доске психолог прикрепляет буквы Г А Б Ж А.

Соберите из этих букв слово и запишите его в путевой лист.

У вас получилось слово БАГАЖ. Вы знакомы с этим словом, что оно обозначает?

Ответы: вещи, которые собирают в дорогу.

БАГАЖ-

1) вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки;

2)место для хранения вещей;

3)перен. запас знаний, сведений.

А в каких детских стихах используется понятие БАГАЖ? (вспомнили стихотворение С.Я. Маршака “Багаж”).

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку.

В каком значении здесь употреблено слово багаж?

Ответы : место для хранения вещей и вещи пассажира, находящиеся при нем.

Сейчас я напомню вам еще одно стихотворение, где используется слово багаж. А вы посчитайте перечисленные предметы в стихотворении и определите значение слова багаж.

Психолог читает стихотворение Э. Успенского “ Рыболов”.

  • Скажите, какое значение у слова багаж для нас наиболее важно?

Ответы: запас знаний, умений, навыков.

Основная часть. Подготовка к дороге.

Прежде, чем мы начнем собирать свой багаж для 5 класса, нужно хоть немного иметь представление о том месте, куда мы собираемся отправиться.

Работа с картой “ Государство Аннинский лицей”. “рис.1” (Карта на доске. Учащиеся по желанию работают с картой.)

Рисунок 1

  • Что собой представляет государство Аннинский лицей?

Ответы: это три страны: Начальное звено, Среднее звено, Старшее звено. Каждая страна имеет свои города-классы.

– Давайте, определим на карте местонахождение 5 класса.

Ответ: 5 класс находится в стране Среднее звено.

  • Какие города входят в Среднее звено?

Ответ: 5кл.,6кл, 7кл.,8кл. Сколько лет мы будем жить в этой стране?

Ответ: 4 года.

Запись в путевом листе. МАРШРУТ: Начальное звено 4класс Среднее звено 5 класс (4года).

– Можно ли путешествовать по странам, минуя некоторые города? Например, с 5кл. 7 кл.

Большинство учеников дали отрицательный ответ .Психолог объясняет понятие вундеркинд .

Физкультминутка.

Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем! (маршировка)
И налево, и направо (повороты)
И, конечно, же, кругом (повернуться кругом).
Это – левая рука(протянуть руку вперед).
Это – правая рука.
Ох , наука нелегка (наклоны).
Это – левая нога (вытянуть ногу вперед).
Это – правая нога.
Ох , наука нелегка! (наклоны).

Мы с вами определили местонахождение 5 кл. Когда люди собираются в длительное путешествие, они предварительно собирают сведения, узнают о том, что их может ожидать в пути. Сейчас мы с вами попытаемся собрать информацию о стране Среднее звено.

Запись в путевом листе:

Отличие обучения в среднем звене от начальной школы.

Дети обдумывают и предлагают варианты отличий. Идет коллективное обсуждение. В путевых листах ученики записывают отличия и рекомендации.

В классе предварительно оформлена выставка учебников для 5- х классов по разным программам.

1. Новые предметы.

  • Посмотрите внимательно, с какими предметами вы уже знакомы, а какие предметы для вас совершенно незнакомы.

Ответы: граждановедение, природа и человек (экология) , иностранный язык (английский, французский), технология, наглядная геометрия.

К доске по желанию приглашаются 3 ученика. Каждый участник получает конверт с вопросом и по очереди читает.

1. Почему дети похожи на родителей? (Природа и человек)

2. Что такое мораль? (Граждановедение)

3. Что такое рекламный проспект изделия? (Технология) Ребята, кто сможет ответить на свой вопрос? (Никто из детей не смог дать правильный ответ на предложенный вопрос)

На эти вопросы вы получите ответы на уроках в 5 классе.

2. Учителя-предметники.

Ваша учительница (называется имя, отчество) ведет у вас основные предметы, а в данный период, кто из учителей – предметников уже работает в вашем классе?

Ответы: учителя музыки, рисования, ритмики, физкультуры.

В средней школе нет основных учителей, есть только учителя-предметники.

3. Усложнение обучения. (больше самостоятельности, работа в библиотеке с дополнительной литературой, факультативы, много устных предметов и т.д.)

Примечание: если больше устных предметов, то нужно иметь хорошую технику чтения. Поэтому у кого техника чтения не на должном уровне, то сейчас, пока есть время, на летних каникулах нарабатывайте.

4. Новая комплектация классов.

Человек развивается в меняющейся среде. Нужно быть готовым к тому, что предстоит смена класса, вы окажитесь в новом коллективе.

5. Новый статус.

Статус пятиклассника .

6. Кабинетная система.

7. Дежурство.

– Чем отличается дежурство в начальной школе от среднего и старшего звена?

( Придется самим мыть пол в классе, а в начальной школе это делают технички.) Поэтому, кто не умеет мыть полы – придется научиться. Особенно это касается мальчиков.

8. Классный руководитель.

Он не будет постоянно находиться с вами, как это было в начальной школе. Вы должны будете сами к нему обращаться за помощью, за советом, а классный руководитель будет помогать.

9. Первая смена.

В 5 классе, в отличие от начальной школы, вы будете учиться в 1 смену. В связи с этим изменится ваш режим дня, придется по-новому планировать свой каждодневный распорядок( выполнение домашнего задания, посещение кружков и секций).

Давайте подведем итог всему сказанному.

Начальная школа – это период знакомства с учебной деятельностью, а средняя школа – взрослый этап обучения, овладения самостоятельными формами работы.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Задание: Составьте пословицу и запишите в путевой лист. (Части пословицы помещены на доске).

Думает о будущем,

Тот облегчает жизнь свою.

Кто в настоящем

Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою.

– Как вы думаете, что означает эта пословица?

Ответы: Нужно размышлять о событиях будущего, предугадывать трудности, искать пути их решения. Воспринимать будущее не с тревогой, а с уверенностью и хорошим настроением, верой в свои силы.

Релаксация (под музыку). [ 1 ]

А сейчас давайте немного пофантазируем, заглянем в будущее. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представить себе то, о чем я буду говорить.

Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, и о чем вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют?

Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно.

А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет “пять” вы медленно открываете глаза и оказываетесь в классе.

– Расскажите, что вам удалось представить?

– Все ли смогли себя представить пятиклассниками?

(Коллективное обсуждение.)

Выводы по занятию:

На сегодняшнем занятии мы получили предварительное представление о том, что вас будет ожидать в 5 классе. А на следующем занятии мы займемся непосредственно “сбором багажа”.

Фотография класса на память. (Психолог фотографирует класс).

До свидания! До скорой встречи!

Литература:

[1] газета “Школьный психолог” №21 2000 г.