I. Состав кислот. Соли.
Образовательные задачи:
Знать состав кислот, солей;
Определение кислоты и соли.
Уметь составлять химические формулы солей, давать им название, сравнивать по составу кислоты и соли.
Воспитательные задачи:
Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учеников.
Формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
Образцы кислот и солей.
Ход урока:
1. Учитель знакомит учащихся с темой урока и его задачами, с порядком проведения урока.
2. Изучение новой темы.
Состав кислот.
Кислоты – это одни из важнейших продуктов химической технологии, которые находят широкое применение. Чтобы разумно использовать вещества, прежде всего необходимо знать их состав, строение и свойства.
Составьте уравнения химических реакций железа с соляной кислотой и серной кислотой. Вспомним один из способов получения водорода в лаборатории.
К доске выходит ученик и составляет уравнения химических реакций. Класс помогает ему в ответах.
Кроме соляной и серной кислот существуют еще большое количество различных кислот (смотрим и работаем с таблицей № 1)
Учитель демонстрирует на столе кислоты,
Таблица № 1
Формулы некоторых кислот и кислотных остатков.
Название кислоты |
Формула кислоты |
Кислотный остаток и его валентность |
Название соли |
Соляная кислота |
НСl |
С1 — |
Хлориды |
Серная кислота |
H2SO4 |
SO4 = |
Сульфаты |
Сернистая кислота |
Н2SО3 |
SO3 = |
Сульфиты |
Азотная кислота |
НNО3 |
NO3 - |
Нитраты |
Ортофосфорная кислота |
Н3РO4 |
РO4 = |
Ортофосфаты |
Сероводородная кислота |
H2S |
S = |
Сульфиды |
Угольная кислота |
Н2СО3 |
СOз= |
Карбонаты |
Кремниевая кислота |
Н2SiO3 |
SiO3 = |
Силикаты |
Бромоводородная кислота |
НВr |
Br — |
Бромиды |
Фтороводородная кислота |
HF |
F - |
Фториды |
Иодоводородная кислота |
HI |
I — |
Иодиды |
Фронтальная беседа с классом:
Теперь посмотрите на формулы кислот.
- Из чего состоят кислоты?
- Дайте определение — что такое кислоты?
- Теперь посмотрим на уравнения химических реакций железа с соляной и серной кислотами. И даем полное определение кислотам.
- Как узнать валентность кислотного остатка?
- Посмотрим на уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислотами и ответим на следующий вопрос: Разрушаются кислотные остатки в ходе химических реакций?
II. Классификация кислот.
По составу кислоты делят на кислородосодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл, - на одноосновные, двухосновные и трехосновные” Ученики работают с таблицей № 2.
Таблица № 2
Кислоты |
|
Бескислородные |
Кислородсодержащие |
HCl, HBr, HY (одноосновные) H2S (двухосновная) |
HNO3 (одноосновная), H2SO4 (двухосновная), H3PO4 (трехосновные) |
III. Закрепление изученного материала.
1. Выполним работу №1 по группам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.
Цель:
Сформировать умение определять валентность кислотного остатка по формуле кислоты.
1. В приведенных формулах кислот подчеркните кислотный остаток, обозначьте римской цифрой величину его валентности:
Задание 1 группы
- азотная кислота – НNО3
- серная кислота – H2SО4
- ортофосфорная кислота – НзРО4
- метафосфорная кислота – НРО3
Задание 2 группы
- сероводородная кислота – H2S
- хлорная кислота – НClO4
- соляная кислота – НС1
- мышьяковая кислота – Н3АsO4
Задание 3 группы
- сернистая кислота – Н2SО3
- бромоводородная кислота – НВr
- кремниевая кислота – Нг8Юз
- пирофосфорная кислота – Н4Р2О7
2. Проверьте правильность ответов внутри группы.
3. Проверяем правильность ответов каждой из групп.
IV. Изучение новой темы.
1. Соли, состав, название.
А) Состав солей.
В результате взаимодействия металлов с кислотами образуются соли. Вспомним реакцию железа с кислотами.
FeCl2, FeSO4.
Дайте определение соли?
Демонстрируем образцы солей.
Б) Название солей.
Класс работает с таблицей № 1.
В) Составление формул солей.
2. Что такое валентность химических элементов?
V. Закрепление изученного материала.
Работа 2 (по группам)
1 ряд – 1 группа,
2 ряд – 2 группа,
3 ряд – 3 группа.
Цель: Выработать умение составлять формулы солей по валентности металла и кислотного остатка.
1. Заполнить клетки таблицы формулами солей, образованных указанными кислотами и металлами.
2. Под формулами солей укажите их названия.
Задание № 2 для первой группы
А)
Формула металла |
Формула кислоты |
|||
HCl |
H2SO4 |
HNO3 |
H3PO4 |
|
K (I) |
||||
Al (III) |
Б) по названию составьте формулы солей: сульфид натрия, карбонат кальция, силикат калия, нитрат хрома (II)
Задание № 2 для второй группы
А)
Формула металла |
Формула кислоты |
|||
HCl |
H2SO4 |
HNO3 |
H3PO4 |
|
Ag (I) |
||||
Cu (II) |
Б) по названию составьте формулы солей: иодид кальция, сльфит калия, силикат лития, сульфат хрома (III).
Задание 2 для третьей группы
А)
Формула металла |
Формула кислоты |
|||
HCl |
H2SO4 |
HNO3 |
H3PO4 |
|
Fe (II) |
||||
Fe (III) |
Б) по названию составьте формулы солей: карбонат натрия, бромид магния, сульфид калия, сульфат марганца (II).
3. Проверьте правильность ответов внутри группы.
4. Проверяем правильность ответов каждой из групп.
VI. Домашнее задание:
§ 32. Состав и классификация кислот.
§ 33. Состав, название солей.
Учебник: Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс средней школы. М.: Просвещение., 1993г.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель объявляет оценки классу и отдельным ученикам.