Интеграция основного общего, дополнительного образования и воспитательного процесса – как специальная профессионально-ориентированная обучающая среда

Разделы: Дополнительное образование


Сейчас уже недостаточно говорить о хорошей или плохой подготовке выпускников учебного заведения. Уровень их компетентности определяется требованиями ФГОС. В настоящее время стоит задача обучения воспитанников с гарантированным качеством, позволяющим им активно реализовывать свои знания, навыки, умения, свой творческий потенциал в условиях будущей военно-профессиональной деятельности (обучении в профильных военно-учебных заведениях). Ее решение может быть обеспечено на базе применения в учебном процессе современных технологий обучения.

Речь идет о создании в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, интегрирующейся в совокупность двух неразрывно связанных информационной и технологической составляющих учебного процесса.

Говоря о специальной среде, необходимо иметь в виду важность наполнения ее специальным предметным профессионально-ориентированным содержанием, отвечающим требованиям подготовки к обучению в военных вузах и занятию первичных должностей младших командиров курсантских подразделений.

Сущность специальной профессионально-ориентированной обучающей среды в довузовских общеобразовательных учреждениях Минобороны обосновывается с использованием метода педагогического моделирования, при помощи которого можно рассмотреть каждую из ее составляющих в их единстве и взаимодействии.

С позиций системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, а также основных положений теории управления педагогическими системами целесообразно представить специальную профессионально-ориентированную обучающую среду в виде ее интегральной модели, которая включает в себя пять самостоятельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых моделей – модель кандидата поступающего в военный ВУЗ, модель учебного предмета, модель управления процессом обучения, модель обучающегося и модель обучающего.

Специальная предметная профессионально-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса реализуется через основную образовательную программу и план воспитательной работы учебного заведения.

В основной образовательной программе, в содержательном разделе, в части посвященной внеурочной деятельности должны быть включены обязательные для всех обучающихся (5-11 классы)  базовые общевоенные предметы: «Вооружение и военная техника ВС РФ», автомобильная подготовка, строевая подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита, тактическая подготовка, огневая подготовка, общевоинские уставы. Информационная и технологическая составляющие  преподавания этих предметов должна стать стержнем военно-профессиональной составляющей учебно-воспитательного процесса.

Предметы дополнительного образования программ военно-патриотической направленности: «Воздушно-десантная подготовка», «Летная подготовка» с их разделами: воздушное право, аэродинамика, навигация, авиационная метеорология, и т.д., которые в последующем составят основу учебных планов профильных военных вузов должны преподаваться на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения, в рамках открытого вариативного образования и в строгом соответствии с профессионально-ориентированной технологией обучения.

Под профессионально-ориентированной технологией обучения следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у воспитанников значимых для их будущей военно-профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей должностей младших командиров курсантских подразделений.

Таким образом, создание специальной профессионально-ориентированной обучающей среды в довузовских общеобразовательных учреждениях Минобороны как интеграции основного общего, дополнительного образования и воспитательного процесса является целью проектирования и конструирования дидактического комплекса, профессионально-ориентированной технологии обучения, дающей возможность в рамках учебного предмета организовать педагогическое взаимодействие с воспитанниками для достижения дидактических целей с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья, исходя из требований военной политики государства и социально-экономических условий.