Программа по предпрофильной подготовке "Психология общения"

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование

Класс: 8


Пояснительная записка

Программа "Психология общения" по предпрофильной подготовке, направлена на решение самых острых в подростковом возрасте проблем: самопознание, построение конструктивного общения и определение профессиональных склонностей. Программа для учащихся восьмых классов, рассчитана на 18 часов. В 2019 -2020 учебном году по данной программе обучение пройдут три группы восьмиклассников. Группы набираются по запросу 8-х классов МБОУ Сюмсинской СОШ.

Актуальность программы

Программа «Психология общения» направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

  • коммуникабельность;
  • способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
  • умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.

Организация учебного процесса

В основе организации учебного процесса в ходе реализации программы лежат следующие принципы:

    заинтересованность к изучению курса;
  • добровольность и готовность к диалогу;
  • взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
  • активное участие.

Методы ведения занятий:

    информирование
  • диагностика
  • ролевое проигрывание
  • беседа
  • психотехнические приемы
  • дискуссии
  • анализ ситуаций.

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт и как равноправный участник, или наблюдатель.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Продолжительность курса для одной группы: 18 часов. (1,5 часа в неделю).

Возрастная группа: учащиеся 8-х классов.

Наполняемость группы: 12-15 человек.

Формы организации образовательного процесса: беседы, лекции, дискуссии, практические работы, теоретические занятия.

Цель обучения: Показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития, создание условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Задачи обучения.

  • Обеспечение психологическими знаниями в области общения. 
  • Формирование у учащихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
  • Создание условий для формирования представлений школьника о самом себе и опреде­ления нравственной позиции при выборе профессии.

Учебный план программы

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации
занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1. Понятие общения в психологии

1.1

Понятие общения в психологии

1

1

 

Лекция

Наблюдение. Опрос участников

1.2

 

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Опрос

2.  Общение как коммуникация

2.1

Общение как коммуникация

1

1

 

Лекция

Опрос участников

2.2

Модель коммуникативного общения

1

 

1

Практикум

Опрос участников

2.3

Средства коммуникации: вербальные средства в общении

1

 

1

Практикум

Опрос участников

2.4

Средства коммуникации: невербальные средства в общении

1

 

1

Практикум

Опрос участников

2.5

Понятие коммуникативных барьеров

1

 

1

Практикум

Опрос участников

3. Общение в контексте взаимодействия людей

3.1

 Общение в контексте взаимодействия людей

1

1

 

Лекция

Диагностические методы

3.2

Виды взаимодействия: содружество, конфликт, сотрудничество

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Опрос участников

3.3

Виды взаимодействия: содружество, конфликт, сотрудничество

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Изучение результатов труда

3.4

Взаимодействие как организация совместной деятельности

1

1

 

Лекция

Опрос участников

3.5

Типы совместной деятельности

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Опрос участников

Раздел 4. Межличностное познание в общении

4.1

Межличностное познание в общении

1

1

 

Лекция

Опрос участников

4.2

Общение как восприятие людьми друг друга

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Опрос участников

4.3

Взаимоотношение в процессе общения

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Изучение результатов труда

4.4

Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, идентификация, рефлексия

1

 

1

Практикум

Опрос участников

4.5

Формулы психического равновесия

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Опрос участников

4.6

Содержание и эффекты межличностного восприятия

1

 

1

Практикум

Наблюдение. Изучение результатов труда

 

Всего по программе

18

5

13

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Понятие общения в психологии. (2 часа) Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельность. Структура общения.

Раздел 2. Общение как коммуникация. (5 часов) Общение как коммуникация. Модель коммуникативного общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении. Понятие коммуникативных барьеров.

Раздел 3. Общение в контексте взаимодействия людей. (5 часов) Общение в контексте взаимодействия людей. Виды взаимодействия: содружество, конфликт, содружество. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.

Раздел 4. Межличностное познание в общении. (6 часов) Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношение в процессе общения. Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, идентификация, рефлексия. Содержание и эффекты межличностного восприятия.

Планируемые результаты

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

  • правила эффективного общения;
  • проблемы межличностного взаимодействия;
  • коммуникативные барьеры.

уметь:

  • рефлексировать свое поведение;
  • самовыражаться;
  • анализировать ситуации общения.

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Реализация программы требует наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся – не менее 15;
  • рабочее место преподавателя - 1;
  • магнитная доска;
  • подборка видеосюжетов по курсу «Психология общения»;
  • канцтовары (бумага формата А4, маркеры, фломастеры);
  • учебно-дидактический материал.

Технические средства обучения: компьютер.

Формы аттестации и контроля

Текущий контроль успеваемости и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Методическое обеспечение программы

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров;
  • необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослого.

Описание учебно-методического материала и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя

  1. Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка.(журнал «Классный руководитель»,№ 4,2006).
  2. Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях.-М., 2015.
  3. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг).-М.,2016.
  4. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. -М,2013.
  5. Рогов Е.И.Психология общения. -М: Владос, 2002.
  6. Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения (журнал «Классный руководитель», № 2,8 2001год,№ 8 2002)

Литература для учащихся

  1. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студентов.-М.:Академия, 2014.

Электронные ресурсы

  1. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http://www/hsycatalog.ru