Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8–11-х классов «Песням тех военных лет – поверьте»

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: песни военных лет, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости и сопричастности к истории страны, уважения к ветеранам войны и труда, развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • Содействовать патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся на лучших примерах музыкальных произведений времен Великой Отечественной войны;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Воспитывать уважение к старшему поколению.

Характеристика участников: учащиеся 8-11 классов, классные руководители, учитель музыки, ветераны.

Время проведения: 60 минут.

Оформление:

  • Выставка книг и фотоматериалов о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
  • Кабинет украшен цветами, подготовлены почетные места для ветеранов.

Костюмы для ведущих: шесть гимнастерок, два медицинских халата, платье как в довоенное время.

Реквизиты: стол со свечой или керосиновой лампой, метроном, установка для показа слайдов, магнитофон, аудиодиски с записями песен военных лет.

Примечание: презентация готовится организаторами (примерное описание слайдов смотреть в ходе мероприятия)

Ход мероприятия

Звучит метроном. (Слайд 1. Вечный огонь, фотографии ветеранов войны)

Выходят два юноши и две девушки, одетые в гимнастерки, читают:

Звучит фонограмма песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане …»

Чтец 1 (читается стизотворение М.Дудина «Наши песни спеты на войне»)

(Слайд 2. Фотографии военных лет. Название композиции.)

Юноша 1: Ни одна из войн, выпавших на долю нашего многострадального народа, не заставляла людей так долго перебирать ее свершения, как Великая Отечественная война. Трудно сказать, почему это происходит. То ли величие и неповторимость подвига народа в этой войне тому причиной, то ли состояние духа народа не дает себя забыть, то ли волнует душу та поистине библейская цена, которую пришлось заплатить за то, чтобы выстоять и победить. Но люди часто вспоминают войну тихо, по ночам думают про себя о пройденных путях-дорогах. И почему-то в памяти у многих из них, если не у каждого, события тех далеких и незабываемых лет непременно соединяются со словами и строчками, с незатейливыми напевами песен военной поры.

Девушка 1: (на фоне песни «Случайный вальс»)

Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить еще и еще раз нелегкие дни Великой Отечественной войны, услышать песни, которые близки и дороги нам. Эти песни занимают особое место в жизни русских людей. Они написаны поэтами-фронтовиками, они помогали людям воевать, выжить и, наконец, победить. И пусть эпиграфом к сегодняшнему вечеру будут слова поэта-фронтовика Евгения Винокурова:

Юноша 2:

Я эти песни написал не сразу,
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазил
Сквозь черные поля на животе.
Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог,
Я с тяжким потом добытые строки,
Как и себя, от смерти не берег.

Юноша 1: Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения; картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас прослушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко и очень скоро гаснут. И лишь немногие живут долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. О таких песнях и пойдет сегодня речь.

Звучит метроном.

Эпиграф: (Слайд 3. Эпиграф, фотографии начала войны)

Девушка 2:

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(Степан Щипачев)

Юноша 2: (на фоне песни «Утомленные солнцем», фон постепенно становится тише, затем полностью убирается)

Из записей В. Леонова: «Мы с особым чувством вспоминаем начало войны… Топор, поднятый фашизмом и расчетвертовавший смиренную Европу, смаху опустился и на советские города. Все мы, большие и маленькие, стояли в тот час у репродукторов, повторяя про себя- наше дело правое. Мерзость будет разбита, победа будет за нами! Это была одновременно и клятва, и боевая программа. Так началась Отечественная война…»

Девушка, одетая в платье довоенной поры читает стихотворение О.Берргольц «Мы предчувствовали полыханье…»

Юноша 1: (Слайд 4. Фотографии авторов песни «Священная война», первых исполнителей песни).

Шел третий день войны. Москва, встревоженная, собранная, готовая к обороне. Дети, повзрослевшие до времени. Тревога и боль затаилась в глазах людей: третий день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей.

Утром 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная Звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силою темною,
С проклятою ордой!

Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александрову Васильевичу Александрову, стихи так поразили композитора, что на другой день появилась песня.

Звучит первый куплет песни «Священная война».

Юноша 2 и девушка 1: «Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года. Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественнымым произведением огромной жизненной правды, - вспоминает один из исполнителей, - солдаты, сидевшие на деревянных скамейках, вдруг встали после первого куплета песни и в наступившей тишине, стоя, слушали ее. Потом требовали повторить ее еще и еще раз, пытаясь подпевать, запомнить слова - увезти с собой вместе с прощальной улыбкой, слезами матери и жены.»

Вновь и вновь - 5 раз подряд!- пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу; каждое утро после боя курантов она звучала на радио.

Звучит продолжение песни «Священная война».

Девушка в платье машет платком остальным ведущим, будто бы провожает на войну.

Юноша 1: К нападению на нашу страну Гитлер и его военачальники начали готовиться летом 1940 года. К концу этого года был утвержден план войны против СССР, получивший название «Барбаросса». Гитлер рассчитывал быстро закончить войну, он не сомневался в своей победе, намечалось нанести мощный удар основным силам Красной Армии, уничтожить их, в короткий срок захватить столицу - сердце нашей Родины.

Звучит метроном.

Эпиграф (Слайд 5.Эпиграф,фотографии хроники битвы за Москву)

Девушка 2

Родина!
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…»

Первые ведущие девушки уходят, юноши отходят в сторону, выходят новые ведущие, юноша и девушка.

Юноша 3: 41 год… Из воспоминаний Ильи Эренбурга: «… Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть одна только мысль - выстоять. Они наступают, потому что им хочется грабить и разорять. Мы обороняемся, потому что мы хотим жить. Жить, как люди, а не как немецкие скоты… Каждый день горы трупов отмечают путь Гитлера. Мы должны выстоять. Октябрь 41-го года наши потомки вспомнят как месяц борьбы и гордости. Гитлеру не уничтожить Россию! Россия была, есть и будет.»

Девушка 3:

А все же, когда непогода
Забыть не дает о войне,
Зима 41-го года,
Как совесть, заходит ко мне.
(К.Симонов)

К юноше 3 подходят юноша1 и юноша 2, читают:

На 41-м километре,
У подмосковного села,
В ту зиму дули ветры злые,
Метель колючая мела.
То было время грозовое,
Когда решимости полны,
Стояли насмерть под Москвою
Ее отважные сыны!
Давным-давно утихли грозы,
Кругом хмельная тишина,
Но помнят старые березы,
Как проходила здесь война.
И матерям седым не спится,
Болят сердца их с той войны,
На ближних подступах к столице
Стояли насмерть их сыны.

Звучит фонограмма песни «Катюша».

Девушка 3:

Все мы любили милую «Катюшу»,
Любили слушать, как она поет.
У врага выматывает душу,
А друзьям отваги придает!

С такими словами пели мирную песню в подмосковных окопах суровой военной зимой 41-го года, называя «катюшами» многоствольные реактивные минометы.

Композитором М.Блантером и поэтом Исаковским написана не одна песня, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские души в эти тяжелые первые дни войны.

Ансамбль девушек поет первый куплет «Катюши».

Юноша1 и юноша 2 (читают стихотворение Н.Петропавловского «А за стеной - отчаянный народ!) в виде диалога)

Звучит продолжение песни «Катюша».

Юноша 4: (Слайд 6. Фотохроника войны)

(на фоне песни «В землянке» звучит стихотворение «О землянка близ аэродрома!»)

Это стихи Евгения Нефедова – о войне, об отце и песне, той песне, которую по праву называют гимном любви и верности; той самой, слова и мотив которой передавались из уст в уста, опережали весть о ее авторах; той самой, которая приходила к солдатам безымянной, которую окружали легендами.

Звучит песня «В землянке», поет под гитару юноша.

Девушка 3: Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, музыка – композитору Константину Листову. В том, что говорили о песне, одно оказалось верным: она действительно родилась в белоснежных полях под Москвой во время оборонительных сражений за столицу.

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно,- вспоминал Алексей Александрович Сурков.- Оно не собиралось быть песней… Это были 16 «домашних» строк из письма жене, Софье Андреевне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения… Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор К. Листов… и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». Так родилась эта песня…»

Звучит метроном.

Эпиграф (Слайд 7. Эпиграф. Фотографии солдат, пишущих письма).

Девушка 2:

«Чтоб ненависть была сильнее,
давайте говорить о любви», - писал А. Прокофьев.

Юноша 3: Из воспоминаний Константина Симонова: «…я очень не люблю писать писем, и за время войны не написал ни одного письма. Но иногда, когда бывало тяжело и одиноко (а на войне это, надо сказать, случается довольно часто), я иногда в машине, иногда в блиндаже писал стихи, которые, в сущности, были ни чем иным, как неотправленными письмами к женщине, которая была очень далеко от меня и которую, как это тоже часто бывает на войне, мне иногда казалось, я никогда больше не увижу.

Когда я, перебираясь с одного фронта на другой, попал на несколько дней в Москву, я подарил стихи, взамен писем, которых она от меня не получала. Я считал, что эти стихи – мое личное дело, касающееся только меня и ее. Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком Севере и когда метели и непогоды иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике,- в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонаря переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне казалось раньше, я написал для одного человека…И я понял, что это произошло не потому, что стихотворение было каким-то уж особенно хорошим, а потому, что самой задушевной мыслью многих сотен тысяч людей была мысль была мысль о том, что их ждут, что их должны ждать и что ожидание смягчает для них тяготы войны, и подчас спасает их…

Звучит фонограмма песни «Темная ночь».

Юноша сидит за столом, пишет письмо, читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»

Девушка 1: Трудно поверить, но песня «Темная ночь», которую в дни войны знал каждый, родилась совершенно неожиданно, родилась в 1942 году в далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца», по замыслу режиссера фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка, но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись.

«Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни»,- признался режиссер композитору Богославскому. «Луков так зримо обрисовал ситуацию,- вспоминал композитор,- так ярко передавал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу же… сыграл ему мелодию будущей песни…случай в моей практике небывалый…» Быстро и удачно легли на музыку стихи поэта Владимира Агапова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Фильм «Два бойца» стал историей советской кинематографии. А песня живет, ее поют бывшие фронтовики, поют их дети, внуки. Сегодня и мы с вами имеем возможность услышать снова эту песню.

(Слайд 7. Просмотр видеозаписи из кинофильма «Два бойца» с записью песни «Темная ночь»).

Юноша 1: Чем дальше уходит от нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слез лирические песни, согревающие души наших солдат, и на память приходят слова незатейливого напева или вальсового мотива.

Юноша с девушкой танцуют вальс. (Слайд 8. Фотографии солдат в минуты отдыха).

(звучит фонограмма песни «В лесу прифронтовом»)

Девушки, одетые в медицинские халаты, читают стихотворение Бориса Тедерса «Госпитальный вальс».

Юноша 2: 1943 год… Вспоминает Василий Соловьев-Седой: «В Москву приехал Алексей Фатьянов… он привез новые стихи и читал мне их всю ночь напролет, перемежая рассказами о фронтовых делах. Вот тогда-то я и услышал лирическое стихотворение о соловьях и после этого не мог уснуть две ночи – такое волнение охватило меня.

Еще шла война, еще лилась кровь, и наши советские парни гибли на полях сражений… Мы много говорили об этом, и вдруг… соловьи, лирика…

Я понимал, что солдату в перерывах между боями нужна разрядка. А, бывая на фронте, видел, с каким благоговением слушали бойцы выступления любимых певцов, музыкантов, чтецов, приезжавших на передовую с концертными бригадами. Но люди на войне, с удовольствием слушавшие рассказы о мужестве, о героизме, часто мечтали о том, чтобы услышать лирическую песню. И так уж получилось, что в один присест я написал песню…

Концерт состоялся… Исполнители любят аплодисменты, но, признаюсь, слезы на глазах многих слушателей были мне милее всяких аплодисментов…

Когда через несколько дней я приехал в одну из воинских частей и начался концерт, из зала дружно крикнули: «Соловьи!» Песня быстро докатилась до передовой…

Звучит песня «Соловьи».

Девушка 3: (Слайд 9. Фотографии разрушенных городов).

Над развалинами города льется песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поет «Синий платочек»… Удивительна судьба у этой песни. Еще в 1939 году в Москву приехал популярный эстрадный коллектив «Голубой джаз», он исполнял эту песню, но Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, и старые, «мирные», довоенные песни стали первыми военными. Так произошло и с «Синим платочком».

После одного из концертов к Шульженко подошел лейтенант Михаилов Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка».

«В тот же день после одной единственной репетиции я отдала песню на суд слушателей. «Приговор» был единодушным – повторить. И, пожалуй, не было потом ни одного концерта, где бы не звучало это требование…»- вспоминала певица.

(Слайд 9 (просмотр видеозаписи песни «Синий платочек» в исполнении К.Шульженко).

Звучит метроном.

Эпиграф (Слайд 10. Эпиграф. Фотографии - дороги военных лет).

Девушка 2

Песня, песня боевая-
Неубитая, живая,
До границ дошла с солдатом.
На Дунае, на Карпатах,
Там, где нет теперь войны,
Песни русские слышны.
(А.Фатьянов)

Юноша 2: В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры фронтового кинооператора, запечатлевшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского города Орла 5 августа 1943 года.

С боем взяли мы Орел
Город весь прошли
И последней улиц
Название прочли
А название такое,
Право слово, боевое:
Брянская улица по городу идет,-
Значит, нам туда дорога
Значит, нам туда дорога,
Брянская улица на запад нас ведет!

Звучит песня «Дорога на Берлин»

(Слайд 11. Фотографии взятия Берлина, последних дней войны).

(на фоне песни «День Победы»)

Юноша 3: Победа! Как мы ее ждали!

Из воспоминаний Ильи Эренбурга: «… Поздно ночью наконец-то передали сообщение о капитуляции, подписанной в Берлине. Было, кажется, два часа. Я поглядел в окно – почти повсюду окна светились: люди не спали… Поздно вечером того необычного дня я написал стихотворение с заголовком «Победа» (чтение стихотворения).

Юноша 4: (тот же фон) Из воспоминаний Ореста Верейского: «Она пришла, нет – она ворвалась, обрушилась на нас к концу майского дня. Говорят, что победа – это внезапно наступившая тишина. Но тишина пришла потом. А сначала был невероятный, невообразимый, взорвавший сонную тишину городка шум… Все кричали до хрипоты. Стреляли в воздух… Вышел на крыльцо и разрядил в воздух револьвер Александр Твардовский. А ночью он начал последнюю главу «Василия Теркина». Помните эти строки (читает со слов «И как будто оглушенный…)

Звучит песня «День Победы». Поют все участники.

Выходят все ведущие: (Слайд 12. Фотографии ветеранов современных и военных лет).

(звучит фонограмма песни «Где же вы теперь, друзья – однополчане…»)

Песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти стали позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться одной из них – и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

Песни военных лет!.. Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А.Аркадьева:

Ведущие читают по очереди стихотворение «Песням тех военных лет – поверьте!..»

Запись песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане…». Участники вручают цветы ветеранам.

Использованная литература

1. «В боях и походах». Песни Великой Отечественной войны./ Сост. П.Лебедев. Всесоюзное издательство «Советский композитор». - М.,1975.

2. Е.Долматовский. Рассказы о твоих песнях. Изд-во «Детская литература», 1973.

3. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны./Сост. С.Красильщик.- М.: АПН., 1985.

4. «Поэзия моя, ты из окопа». Сборник стихотворений. Изд-во «Молодая гвардия», 1985.