Классный час-викторина «Лес»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, животные, растения, лес, насекомые


Цель: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Пробудить интерес к урокам окружающего мира
  • Воспитывать любознательность и наблюдательность
  • Развивать мыслительную деятельность.

Вступительная часть

В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
(Г.Галина)

Дорогие ребята, наша сегодняшняя викторина будет посвящена теме леса. На уроках окружающего мира вы уже узнали, что лес является природным сообществом. Лес является домом для многих зверей, птиц и растений. И их жизнь тесно взаимосвязана. Можно сказать, что лес – это целый мир, многое в котором мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

Наша викторина содержит 4 задания, за успешное выполнение которых вы получите по одной картинке, на которой изображен лес в разные времена года. Чтобы нам интереснее было работать, мы объединимся в две команды. Каждой команде выдается бланк для заполнения ответов. Ответы мы проверяем и обсуждаем сразу после выполнения задания.

Основная часть

Задание 1. Наша викторина начинается с блиц турнира. Запишите свои ответы в бланк ответов напротив первого задания. У команд есть 30 секунд на обдумывание каждого вопроса.

1. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка)

2. В воде купался и сух остался. (гусь)

3. Под землей обитает, длинные норы копает. (Крот)

4. Кого называют королем грызунов? (суслик, бобр, хомяк)

5. Какая из перечисленных змей неядовитая? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра)

6. Какое из этих животных не живет в лесу? (верблюд, тигр, волк)

7. Какая птица не является перелетной? (кукушка, ласточка, сова, стриж)

8. Сколько ног у паука? (у паука 8 ног)

9. Кого называют «пернатой кошкой»? (сову)

10. Какая птица не несет яйца, а из него вылупляется? (петух)

Проверяем и обсуждаем ответы

Задание 2. Ребята, перед вами два вида карточек. На одних написаны названия растений, на других - описания растений. Вы должны правильно соотнести карточки друг с другом, работая в своих командах. Не забудьте заполнить бланк ответов.

Подорожник. Прекрасно снимает воспаление, служит антисептиком, заживляет и затягивает раны. Его используют как мощное обезболивающее, противовоспалительное и обеззараживающее средство.

Мята. Имеет нежный, холодный запах и освежающий вкус, очень популярная пряность в кухнях народов мира. Сушеные и свежие листья этого растения широко используются в различных областях домашней кулинарии и пищевой промышленности. Чай с этим растением отличное свойство от бессонницы, потому что очень успокаивает нервы.

Крапива. Листья этого растения по форме напоминают каплю с краями похожими на зубы. Его применяют в народной медицине. Из этого растения готовят чаи, отвары и настои, которые помогают при самых разных заболеваниях, укрепляют иммунитет, лечат кровотечения и инфекции. Из него опытная хозяйка может сварить очень вкусные зеленые щи. Они не только питательные, но и полезные.

Одуванчик. Отвар из корней этого растения вызывает аппетит, а также помогает при проблемах с пищеварением. Молодые листья используются для приправ, добавляются в суп, из них даже делают салат. Поджаренные корни являются заменителем кофе, а из цветков делают варенье.

Проверяем и обсуждаем ответы

Физкультминутка

А сейчас у нас с вами физкультминутка. Встаньте со своих мест и повторяйте за мной.

«Деревья в лесу»

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

Задание 3. Правда или ложь. Ребята, слушайте внимательно ваше следующее задание. Я буду зачитывать вам различные факты, а вы должны определить: правда это или ложь. Заполните бланк ответов.

  1. На планете существуют только три вида берез. (ложь)
  2. Мозг у волка на 30% больше чем у собаки, это означает, что волк способен запоминать больше необходимой информации, чем его близкий родственник. (правда)
  3. Перед наступлением холодов «божьи коровки» улетают, как и птицы, в теплые края на зимовку, а весной возвращаются обратно? (правда)
  4. Проходя по лесу зимой, можно встретить ежа? (ложь)
  5. На сегодняшний день ученые открыли все виды насекомых. (ложь)
  6. Людей в мире больше, чем деревьев. (ложь)
  7. Первые муравьи появились 130 миллионов лет назад. (правда)
  8. Ежегодно пауки съедают добычи больше, чем весят все люди на планете. (правда)
  9. Медведи живут 70 лет. (ложь)
  10. В лесу частота пульса человека уменьшается на пятнадцать-двадцать ударов в минуту, а дыхание становится ровнее и спокойнее. (правда)

Проверяем и обсуждаем ответы

Задание 4. Ребята, как вы считаете, нужно ли людям оберегать природу? А только взрослые должны ее беречь? Охрана природы – это не только дело взрослых. На самом деле и вы, ребята, можете сделать очень многое.  Итак, ваше задание: в командах в течение минуты подумайте о том, что полезного для природы могут сделать дети, школьники, подростки.

Каждая команда по очереди называет свои ответы.

Предполагаемые ответы: (подкармливать животных и птиц; оказывать помощь больным деревьям; мастерить кормушки для птиц; не мусорить; сортировать мусор; сажать деревья)

Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.

Проверяем и обсуждаем ответы

Заключительная часть

Вы успешно справились со всеми заданиями и собрали все четыре картинки. А сейчас я хочу познакомить вас с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

 «Один художник решил нарисовать лес.

– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

– Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

А сейчас, ребята, я попрошу вас нарисовать лес таким, каким он вам особенно нравится. Вы можете изобразить его в разные времена года, показать на своих рисунках то, что вам особенно нравится делать в лесу. Из ваших работ мы сделаем выставку.

Надеюсь, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и, вызвала интерес к окружающему миру. Наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.