Реакции ионного обмена

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: химия


Открытый урок – это всегда ответственное и волнительное событие для учителя. Какую тему выбрать, с каким классом провести урок, что интересного включить в него? Необходимо заранее прописать технологическую карту, определиться с целями и планируемыми результатами, образовательными технологиями, методами и формами обучения. А самое главное представить хронометраж времени.

Свой выбор я остановила на 9 классе, в самом начале в котором изучается интересная и на первый взгляд простая тема: «Реакции ионного обмена (РИО)». Самое главное, что она встречается и на экзамене в 9 классе и даже на ЕГЭ в 11, поэтому важно ее объяснить фундаментально, заложить прочную базу. Подготовку я начала с составления технологической карты. Тип урока определила, как урок «открытие» нового знания.

Цели деятельности учителя

Показать суть химических реакций, протекающих в растворах, выяснить при каких условиях реакции ионного обмена протекают до конца

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

  • Научатся: применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;

  • Получат возможность научиться: составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.

Метапредметные

  • Познавательные – экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;

  • Коммуникативные – продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности

  • Регулятивные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач.

  • Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • использование различных источников для получения химической информации.

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

Регулятивные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Применяемые образовательные технологии

Личностно-ориентированные технологии, ИКТ-технология, работа в парах, группах

Методы и формы обучения

Репродуктивный, блиц-опрос, частично-поисковый, исследовательский, наглядный

Образовательные ресурсы

- учебник,
- раздаточный материал (ПС и таблица растворимости),
- оборудование и реактивы для лабораторного опыта (хлорид натрия, нитрат серебра, соляная кислота, фенолфталеин, карбонат натрия, гидроксид натрия, серная кислота),
- компьютер, мультимедийный проектор.

Четко представила этапы урока и прописала организационную структуру.

Технологическая карта урока

Приложения