Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "В царстве математики" (Подготовительная группа)

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, математические представления


Цель: расширять и совершенствовать математические представления детей путем применения их в новых условиях.

Образовательные задачи:

  • совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
  • закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше на…, меньше на …), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число.
  • закреплять умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=);
  • упражнять в умении различать и набирать монеты достоинством 1, 2, 5 рублей; закреплять умение считать по 2 и по 5;
  • закреплять умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги) и умения располагать предметы в указанном направлении;
  • развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы;
  • закреплять представления о времени: последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление и сообразительность;
  • развивать пространственное мышление;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к изучению математики;
  • воспитывать нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату);
  • воспитывать желание сопереживать персонажу рассказа.

Оборудование: конверт с письмом Царицы-Математики, карточка с заданиями математической разминки, цифры от 0 до 10 и знаки + – = из математического набора, карточки для составления задач на доске, аудиозапись физкультминутки, листы белой бумаги, тетради в клетку (с точкой начала работы) и карандаши на каждого ребенка, баночки с монетами на каждого ребенка достоинством 1, 2 и 5 рублей, картонные ключи 3 шт.

План НОД

  1. Организационный момент 3 мин.
  2.  Математическая разминка 6 мин.
  3.  Решение задач 8 мин.
  4. Физкультминутка 3 мин.
  5. Составление плана замка 3 мин.
  6. Пальчиковая гимнастика 1 мин.
  7. Задание с монетами 4 мин.
  8. Работа на листе в клетку 3 мин.
  9. Итог НОД 3 мин.

Содержание НОД

I. Вводная часть (Вводно-организационный этап)

Эмоциональный настрой на выполнение заданий. Построение в круг. Приветствие гостей.

Мотивационно-побудительный этап

Рассказ воспитателя: (Дети слушают)

В одном красивом месте стоял великолепный замок. В этом замке жила одна замечательная девушка. Много времени она проводила за книгами и поэтому была очень образованна и умна. За это ее называли Царица Математика. За ум и сообразительность ее невзлюбил злой волшебник. Он опутал замок злыми чарами и тот погрузился во тьму. Без солнечного света и тепла перестали расти цветы и деревья, птицы не пели своих чудесных песен. Вот однажды, над мрачным замком пролетала добрая Фея. Она увидела, какая беда приключилась с Царицей Математикой и решила ей помочь.

Фея сказала: «Я знаю, как сбросить злые чары и победить злого волшебника. Надо выполнить все его математические задания без ошибок именно сегодня, и чары спадут». - «Но я сама не успею, как мне быть. Ведь заданий очень много» – сказала Математика.

«Я знаю, кто тебе поможет…» – ответила добрая Фея.

Воспитатель: Царица Математика написала письмо и вместе с заданиями отправила его нам. Послушайте (зачитывает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мой математический замок заколдовал злой волшебник. И одолеть его я смогу только с вашей помощью. Вам необходимо очень постараться, чтобы выполнить все задания правильно и тогда над моим замком снова засияет ласковое солнце, зацветут цветы, защебечут птицы. Вы сообразительные, умные, внимательные дети. Ваш друг, Царица-Математика».

Поможем расколдовать замок? Тогда нам надо поторопиться. Ведь это можно сделать только сегодня.

II. Основная часть (Организационно-поисковый этап)

Задание №1. Математическая разминка

Воспитатель: Давайте выполним первое задание от Царицы. Педагог достает карточку с заданиями:

  • Посчитай от 13 до 17, от 11 до 7
  • Назови соседей числа 12, 16
  • Назови число предыдущее 8, 13
  • Назови число последующее 14, 18
  • Какое число больше 15 или 16, 14 или 15
  • Какое число меньше 10 или 11, 17 или 18
  • Уменьши 19 на 1
  • Увеличь 6 на 2
  • Назови части суток
  • Сколько дней в неделе?
  • Назови будние дни
  • Назови времена года, начиная с зимы
  • Сколько месяцев в году?
  • Назови весенние месяцы

Задание №2. Составление и решение задач

Воспитатель: Одну комнату замка занимали арифметические задачи. Злой колдун похитил их. Но он не успел забрать картинки. Составив и решив по ним задачи, мы сможем вернуть их из плена. Воспитатель по очереди вывешивает картинки на доску. Предлагает вспомнить из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ). Что такое условие? Что такое вопрос? И т.д. Для начала составим задачу на сложение.

Дети смотрят на картинку, самостоятельно придумывают условие задачи, решают ее, решение выкладывают с помощью цифр и знаков на столе из математического набора. Один ребенок выполняет решение на доске. Решение выкладывается цифрами и арифметическими знаками.

Воспитатель задает уточняющие вопросы: «Все согласны? У всех так получилось? У кого получилось по-другому?» В случае затруднения предлагает детям сравнить свое решение с примером на доске и исправить ошибку.

Аналогично составляется задача на вычитание.

Физкультурная минутка (музыкальная)

Задание №3. Составление плана замка

Воспитатель: Для того, чтобы нам расколдовать замок полностью и не пропустить ни одной комнаты надо составить план замка. Возьмите лист белой бумаги и приготовьтесь выполнить задание. Воспитатель диктует, дети чертят план: в середине замка находится комната Математики, обозначьте ее красным кругом, в левом верхнем углу комната цифр. Обозначьте ее синим квадратом. В правом верхнем углу комната задач, обозначим ее зеленым прямоугольником. В правом нижнем углу комната примеров, она треугольная, обозначим ее желтым треугольником, а в левом нижнем углу комната самих геометрических фигур. Ее обозначим черным овалом.

Педагог контролирует выполнение задания, оказывает при необходимости организующую помощь.

Воспитатель: Но и этого недостаточно, чтобы расколдовать замок, нужно выполнить еще одно задание.

Пальчиковая гимнастика

Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А Большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(Перевод И.Токмаковой)

Задание №4. Задания с монетами

Воспитатель: Ребята, злой колдун заколдовал комнату, где хранились сокровища царицы Математики. Он закрыл сокровищницу на три замка. Открыть эти замки могут такие же волшебные ключи, которые делает старый ключник. Но мы можем купить эти ключи. Цена каждого 10 рублей. Чтобы купить первый ключ за 10 рублей нужно набрать 10 рублей десятью монетами! Монеты какого достоинства вы использовали? Чтобы открыть второй замок, нужно набрать 10 рублей пятью монетами. Какого достоинства понадобятся монеты? Посчитай двойками. Для третьего ключа нужно всего лишь две монеты. Какого достоинства монеты на этот раз?

По мере набора монет на доску выкладываются ключи.

Задание №5. Работа на листе в клетку

Под диктовку педагога дети выполняют графический узор (1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 6 клеток влево).

Воспитатель: Получился узор? – ответы детей. Что получилось? По этой лестнице поднимется в замок добрый волшебник и расколдует его.

III. Заключительная часть (Рефлексивно-корригирующий этап)

Ребята, вы выполнили все задания злого колдуна, и помогли расколдовать замок. Молодцы! Царица-Математика очень вам благодарна.

- Какие задания вы выполнили для того, чтобы расколдовать замок Царицы Математики?

- Какие задания показались вам тяжелыми? Легкими? Какие задания больше всего понравилось? – ответы детей.