Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Путешественники»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическое воспитание, старшая группа


Цель: учить ребят видеть прекрасное во всех проявлениях природы.

Задачи:

  • Образовательные задачи: закрепить знание детей о названии деревьев, лесов, в которых они растут; повторить названия животных и птиц, которые обитают в лесу, назвать места их проживания; расширить представления о жителях морей и рек, познакомить с природой гор;
  • Развивающие: развивать чувство бережного отношения ко всему живому;
  • Воспитательные: обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, отдельных деревьев; чтение энциклопедии о животных и птицах России, просматривание видео материала о различных водоёмах и их обитателях, наблюдение за насекомыми и птицами.

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный экран, две магнитные доски с магнитами, заранее приготовленные 4 видеописьма, видео сюжет о природе гор, аудиозапись шума воды, картины природы, шаблоны деревьев, животных, птиц, насекомых; три ленты (тропинки) и три коврика разного цвета (полянки); медали для детей.

Ход деятельности

Воспитатель: приветствует детей и предлагает им отправиться в путешествие: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите? А кто такие путешественники знаете? Какими качествами они обладают?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Вот сколько много качеств вы назвали! Я знаю, что все эти качества есть и у вас: вы умные, смелые, ловкие, храбрые, отважные, сильные. Но есть одно самое главное качество, которым должны обладать путешественники – они должны быть дружными и всегда помогать друг другу. Давайте построим пирамидку дружбы и отправимся в путь.

Психогимнастика: «Пирамидка дружбы».

Воспитатель: Теперь мы можем отравляться, но куда, что-то я совсем забыла?

Ответы детей.

Воспитатель: В какое ещё такое путешествие?! Что-то совсем я рассеянная стала, всё забываю!

Раздаётся звуковой сигнал, на экране появляется конверт.

Воспитатель: Что это? Может, откроем и посмотрим?!

Ответы детей.

На экране появляется первое видеописьмо от ребят.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, где это бывает?

Ответы детей.

Появляется изображение леса на экране.

Воспитатель: Вспомнила! Вот, значит, в какое путешествие мы отправимся. Интересно, а по какой тропинке мы пойдем? Как вы догадались?

Ответы детей

Дети проходят по зеленой тропинке, к зеленой полянке, присаживаются.

Воспитатель: обращает внимание детей на экран: посмотрите, какой красивый лес, в нем столько цвета, так и хочется сесть под елочку или лечь под берёзку.

Картинки леса сменяются по ходу разговора (три фото).

Воспитатель: Картинки, конечно же очень красивые, любовался бы, да любовался! Но мы ведь сюда не просто так пришли! Я знаю, что у леса есть свои названия, а вот какие опять забыла! Может быть, вы мне подскажите?

Ответы детей.

Воспитатель: Точно, вспомнила. А какие деревья растут в лиственном лесу? А какие в хвойном?

Ответы детей.

Воспитатель: Если вы такие умные и всё знаете, может, вы, тогда и лес сами сможете создать? Сначала лиственный, а потом и хвойный?

Ответы детей.

Дети подходят к доске по очереди, выбирают дерево, называют его и прикрепляют к доске.

Воспитатель: Здорово, с этим заданием вы справились. Я помню, что если этот лес соединить с этим, то получится… Не помню, какой?

Воспитатель ставит между лиственным и хвойным лесом знак плюс и задумывается.

Ответы детей.

Появляется картинка на экране смешанного.

Воспитатель: Как мне повезло, что вы такие умные. Что память у вас хорошая, а то пришлось бы самой вспоминать.

Хорошо. И это вы тоже знаете. А знаете ли вы, кто живет в лесу, напомните мне, а то совсем я запуталась?! Кажется рыбы, или люди? Не помню!

Ответы детей

Дети по очереди выбирают животных и птиц, которые живут в лесу и прикрепляют их на доску, называя, название и где живет (норка, дерево, берлога и т.д.).

Воспитатель: Какая красота у вас получилась! Но нам пора отправляться дальше. Хороший вопрос, куда? Конечно же, я забыла! Что же делать?

Раздаётся звуковой сигнал, на экране появляется конверт.

Воспитатель: Письмо. Давайте же скорей посмотрим!

На экране появляется второе видеописьмо от ребят.

Включается аудиозапись шума воды.

Воспитатель: Ну, что, какие есть предположения?

Ответы детей.

На экране появляется изображение водоема.

Воспитатель: Ребята, смотрите, вы правильно угадали. Это водоём.

Пойдемте, скорее. Наше следующее путешествие на водоём. А по какой тропинке мы пойдем? Почему?

Дети вместе с воспитателем перемещаются по голубой тропинке к водоему. Присаживаются на коврик.

Воспитатель: Я так люблю воду, купаться, плескаться, брызгаться люблю (берет незаметно пульверизатор и брызгает детей водой). А ещё люблю забывать всё, вот опять забыла, какие водоёмы бывают?

Ответы детей.

Воспитатель: А это, что?

Картинки водоёмов сменяются по ходу разговора, каждая обсуждается (четыре фото: река, море, болото, озеро).

Ответы детей.

Воспитатель: Внимание, внимание! Объявляется конкурс, на выявление лучших знатоков обитателей водоёмов. Участвует команда мальчиков и команда девочек (ребята строятся по обе руки от воспитателя).

Вам нужно отобрать только тех животных, рыб и насекомых, которые живут в вашем водоёме. У мальчиков это море, а у девочек река. 1, 2, 3 – начало игры.

Дети из предложенных силуэтов выбирают те, которые им подходят и крепят их на доске. Обсуждают, определяют победителя.

Воспитатель: Вам нравится то, что у вас получилось? Вы довольны собой?

Ответы детей (самоанализ).

Воспитатель: Мне кажется, что я опять. Что-то забыла! Конечно, я совсем забыла, что нас ждет третье путешествие!

Раздаётся звуковой сигнал, на экране появляется конверт.

Открывается третье видеописьмо от ребят.

Ответы детей.

Включается видеосюжет про природу гор (выключается через 2 минуты).

Воспитатель: Ребята, о чем был этот сюжет? Я вспомнила, наше последнее путешествие будет в горы! Но как же нам туда попасть? Как определили?

На экране изображение гор.

Дети перемещаются по третьей тропинке к белой полянке, рассматривают картинки, расположенные на доске.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы поднимаемся по этой горе (шаг на месте), а теперь поднимаемся ещё выше (поднимают руки и тянуться на носочках), и вот мы на самой вершине (делают повороты вправо и влево, изображая разглядывание далеких предметов), где-то вдалеке мы увидели заброшенную деревушку (наклоны вперед), дома в той деревне маленькие, маленькие (приседаем), это потому что мы взобрались на самую вершину (бег на месте). Воздух на вершине горы свежий, немного прохладный, но очень приятный (глубокий вдох носом и выдох ртом), мы наслаждаемся им (повторяют). На одну минутку, мы испугались и закрыли глаза (закрывают ладошками глазки), но потом почувствовали приятное дуновение ветра (махи двумя руками себе в лицо) и открыли их. Вот, как красиво в горах.

Дети вместе с воспитателем выполняют расслабляющие упражнения для отдыха.

Воспитатель: Понравилось? Что больше всего вам понравилось в горах?

Ответы детей.

Раздаётся звуковой сигнал, на экране появляется конверт.

Открывается четвертое видеописьмо от ребят.

Воспитатель: Ребята, а вам понравились наши новые знакомые? Какой вопрос был самым легким? А на какой вам тяжело было ответить? Что нового вы сегодня узнали? Что могли бы рассказать своим друзьям и маме?

Ответы детей.

Вручение медалей. Анализ деятельности каждого ребенка, поощрение.

Воспитатель: Мне очень понравилось путешествовать, особенно в лес. Теперь я буду внимательной и постараюсь ничего не забывать, также как вы. До свидания, ребята.

Появляется картинка туманного утра.

Дети выходят из зала.