Применение дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература

Ключевые слова: дистанционное обучение


Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с использованием информационных и телекоммуникационных сетей с непрямым (дистанционным) взаимодействием учащихся и преподавателей.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, сочетание информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и обеспечение того, чтобы учащиеся освоить образовательные программы в полном объеме независимо от места нахождения учащихся.

Современные телекоммуникации в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащиеся получают возможность оперативного общения, а учитель может быстро отвечать на запросы учащихся, отслеживать и своевременно корректировать свою работу.

Целью внедрения технологий дистанционного обучения в систему обучения является обеспечение доступности качественного образования для студентов, независимо от места проживания, социального статуса и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения открывает широкие возможности для управления учебной деятельностью учащихся, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика.

Организационной основой дистанционного, а также очного обучения является программа, учебник, учебные пособия и подробные инструкции от учителя. Но из-за специфики этого типа обучения большинство образовательных инструментов являются электронными: гипертекстовые и мультимедийные учебники и руководства, интерактивные семинары, тестовые системы, видео, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, если они используются для решения учебных задач.

Планируя дистанционный урок, я учитываю, что осознание учеником нового материала, его закрепление и т. д. Будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и подготовки. [5]

Учебный процесс состоит из следующих этапов:

1) получение новых знаний;

2) выполнение различных учебных заданий, упражнений с использованием новых знаний;

3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для лучшего запоминания учебного материала можно использовать видеозаписи лекции, создавать видеоролики, организовывать видеоконференции, на которых преподаватель излагает новый материал.

Я внедряю применение новых знаний в практическую деятельность в обучающие программы и игры. Использование функции «ScreenDemo» в качестве части индивидуального урока позволяет вам контролировать работу, выполняемую учащимися.

В то же время не следует забывать о традиционной деятельности студентов на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, запись в тетрадях, интервьюирование, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, и выполнение различных творческих работ.

Таким образом, дистанционное обучение практически ничем не уступает организации учебного процесса в очной форме обучения.

Грамотное сочетание дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, основным из которых является повышение образовательной мотивации. Следует отметить, что одной из особенностей дистанционного обучения является способность завершать выполненные индивидуальные задания. Если учащийся не выполнил задание достаточно хорошо, учитель может вернуть его на доработку, указав ошибки, которые необходимо исправить. Несомненно, использование технологий дистанционного обучения в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет ученику почувствовать поддержку учителя, помогает установить более доверительные отношения между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализировать обучение.

Основным компонентом содержания дистанционного образования является самостоятельная работа студента с информацией, в ходе которой он приобретает предметные знания и мета-предметные навыки, что позволяет шире и глубже использовать образовательный потенциал предмета и потенциал студента.

Студент работает максимальное время самостоятельно. Это дает ему возможность реализовать себя в своей деятельности, самостоятельно определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях. [3]

Технологии дистанционного обучения позволяют решить ряд значимых педагогических задач: создание образовательного пространства; формирование у студентов познавательной самостоятельности и активности;

Эта модель использования дистанционных технологий (в различных областях студенческой деятельности) рассматривает обучение как образовательную информационную среду, основанную на современных средствах передачи и хранения информации. В центре этой концепции находится учитель, не как интерпретатор знаний, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входит регулирование самостоятельной деятельности и контроль усвоения знаний и формирование навыков, консультирование студентов по всем аспектам образовательная деятельность. Дистанционное обучение не противопоставляется системе классных занятий и не является самостоятельной формой обучения, а предполагает внедрение новых педагогических технологий в образовательную практику.

Модернизация российского образования направлена ​​на повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Во многом это связано с тем, что образовательный процесс стал все меньше соответствовать социальным ожиданиям. Предыдущая система образования, которая на протяжении многих десятилетий успешно готовила высококвалифицированные кадры для страны, сегодня уже в значительной степени неспособна обеспечить достижение необходимого уровня образования. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой значительные изменения. Но, и это логично, одним из главных объектов - участников модернизации образовательной среды остается студент.

В образовательных стандартах нового поколения особое внимание уделяется необходимости формирования мета-способностей у учащихся (общие навыки, востребованные в различных предметных областях), увеличению доли самостоятельной работы и формированию оценочной независимости в них. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Основной целью образовательного процесса является не только усвоение знаний, но и овладение методами этой ассимиляции, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов учащихся требует реализации личностно-ориентированного образовательного процесса, выстраивания индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого учащегося. В этих условиях широкое использование технологий дистанционного обучения в школьном образовании становится требованием времени. [5]

Список использованных источников

  1. Дистанционное обучение в современном мире: ИНИОН РАН, 2016.
  2. А.Романов, В.Торопцев. Технология дистанционного обучения: Юнити-Дана, 2020.
  3. Средства дистанционного обучения: БХВ-Петербург, 2013.
  4. И.Ибрагимов. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Академия, 2017.
  5. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]// Е.С.Полат, М.И.Моисеева, А.Е.Петров. М.: Издательский центр "Академия", 2016.