Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: посуда


Цели:

  • Закрепить знания о назначении предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы.
  • Систематизировать знания детей о назначении предметов, познакомить с профессиями гончар, металлург, стеклодув.
  • Научить самостоятельно определять из какого материала сделан предмет.

Оборудование:

  • Посуда стеклянная, металлическая, пластмассовая, керамическая.
  • Различные изделия из этих материалов.
  • Емкость с водой.
  • Образцы медной руды, нефти.
  • Спиртовка.
  • Картинки с изображением стеклодува, металлурга, гончара.

Ход занятия

1. Воспитатель читает отрывок из произведения Чуковского «Федорино горе» (из какого произведения?).

Посуда вернулась, но многое разбилось. Купила Федора новую.

Воспитатель достает коробку с посудой. Посмотрите, что купила Федора, определите, из какого материала сделана посуда.

Показывает стеклянный стакан. Из какого материала сделан стакан? Что еще вы знаете стеклянное (вазы, посуда, очки, аквариум, окно).

Расскажите о свойствах стекла, какое оно. Холодное, гладкое, не пропускает воду, издает звонкие звуки, хрупкое, бьется.

Стекло изготавливают из кварцевого песка и соды, их смешивают, нагревают, затем мастер-стеклодув выдувает.

Воспитатель показывает картинку стеклодува.

2. Воспитатель показывает пластмассовую тарелку. Из какого материала она сделана? (пластмасса).

Что делают из пластмассы? (посуда, расческа, игрушки, телефон)

Назовите свойства пластмассы. Гладкая, легкая, гнется. Можно ли из пластмассы сделать чайник, кастрюлю.

Нет, она плавится, в ней готовить нельзя, она плавится (опыт с горелкой).

Какую посуду делают из пластмассы? Игрушечную, одноразовую …

Пластмассу изготавливают с помощью различных химических процессов из продуктов нефти и газа.

3. Воспитатель показывает сковородку. Из чего она сделана? Из металла.

Какие еще предметы сделаны из металла? Машины, ножницы, гвозди... Воспитатель раздает различные металлические предметы.

Расскажите о свойствах металла. Может быть гладким, блестящим, прочный, твердый, тяжелый.

Для чего используют металлическую посуду?

- Для приготовления пищи на огне.

Кто знает, из чего изготавливают металл?

Металл добывают из руды (показать), которую добывают в земле шахтеры, доставляют её на металлургические заводы и металлурги выплавляют из неё металл.

Показывает картинку металлурга.

4. Воспитатель показывает фарфоровую чашку.

Из чего сделана эта посуда?

- Из фарфора. А изготавливают фарфор из белой глины, к ней добавляют кварцевый песок (растертый камень, кварц), обжигают в печах и покрывают глазурью.

Показывает картинку гончара.

Как вы думаете, какую посуду выберет Федора? Почему?

Опыт. Давайте проведем эксперимент. В емкость с водой дети опускают предметы из металла, пластмассы. Почему металлические предметы тонут а пластмассовые нет? Что тяжелее, а что легче?

Ответ детей: тяжелее металл.

Игра «Скажи наоборот»

Грамота

Давайте прочитаем, какими свойствами обладают материалы, из которых сделана посуда.

Стекло

Металл

Пластмасса

Прозрачное
Хрупкое

Тяжелый
Прочный

Легкая
Гладкая
Плавиться

Дети садятся за столы.

Посмотрите, в посылке прислали еще и игрушки, сделанные из различных материалов.

Назовите игрушки (петух, сова, чашка…).

Вы назвали слова, разделите их на слоги и определите ударный слог. (Дети отвечают).

Придумайте предложение с этим словом, составьте схему предложения.

Итог занятия

Дети, о чем мы говорили сегодня на занятии?

Мы говорили о том, из чего и из каких материалов сделаны различные изделия. Но жизнь не стоит на месте и человек постоянно придумывает что-то новое. Кого вы станете взрослыми, то возможно, кто то из вас, то же что-нибудь изобретет. Для этого нужно конечно много учиться, читать, узнавать.

Вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось?