Цифровое обучение в начальных классах

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4, 5


В условиях, когда технологический мир современного общества ежедневно меняется и развивается, а компьютерные технологии становятся все более простыми в использовании и направляются на хранение больших объемов информации, предназначенных для того, чтобы человек имел возможность использовать их для собственных учебных, профессиональных потребностях и для организации досуга, особую актуальность приобретает проблема внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему современного образования [1, с. 382-387].

В соответствии с ФГОС внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий становится одним из путей развития современного образования в современных условиях. Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - это необходимость сегодняшнего дня, поскольку большинство детей знакомятся с современными технологиями гораздо раньше, чем это им может предложить школа. Ни для кого уже не новость необходимость широкого применения электронных средств обучения при изучении любого предмета. Но в повседневной жизни компьютер может стать преградой для обучения, когда у ребенка возникает игровая или Интернет зависимость, поэтому именно учитель должен воспитывать желание применять любимую игрушку для обучения.

Опыт работы учителей в работе с младшими школьниками позволяет утверждать, что применение современных информационных технологий в начальной школе:

  • способствует более активному и сознательному усвоению учащимися учебного материала по математике, естествознанию, русского языка и предметов эстетического цикла;
  • не вызывает существенных трудностей у младших школьников в работе с компьютерными технологиями;
  • создает положительное эмоциональное отношение учащихся к деятельности;
  • помогает детям избежать трудностей в общении со сверстниками (в игре против компьютера они, как правило, бессознательно помогают друг другу);
  • стимулирует интерес младших школьников к учебной деятельности;
  • активизирует формирование логического, творческого мышления;
  • способствует развитию способностей учащихся;
  • обеспечивает дифференцированный подход к изучению предмета [2, с. 77-79].

Следовательно, есть основания считать, что компьютер позволит более глубоко развить резервы ребенка, позволит учителю работать творчески, инициативно, повысить профессиональное мастерство.

Настоящее требует от педагога умения распределять тренды технологий, ориентироваться в информационных средах, быть не только учителем, но и учеником. Современное информационное общество побуждает учителя работать на перспективу, владеть инновационными методиками и новейшими технологиями, быть координатором и проводником для ученика в образовательном информационном пространстве.

Современные педагоги владеют навыками использования ИКТ, умеют ориентироваться в информационном пространстве, получать информацию и оперировать ею в соответствии с собственными потребностями и требованиями современного высокотехнологичного обществ.

Презентации можно использовать на различных этапах урока: актуализации знаний, проверки домашнего задания, ознакомление с новым материалом, закрепление, обобщение и систематизации знаний. Учителя, которые систематически используют презентации, убеждаются, что на таких уроках целесообразно увеличить время на проведение этапа мотивации, ведь благодаря презентации можно увеличить его познавательное нагрузки. А, как известно, правильно мотивированы ученики легче и охотнее приобретают знания, стремятся к творческой деятельности. Следует помнить, что презентации - это лишь инструмент (один из многих других инструментов учителя на уроке), а потому нецелесообразно презентацию делать важнее урок, искусственно «подгонять» весь урок под презентацию [3, с. 4-9].

Кроме того, в своей деятельности учителя начальной школы могут использовать ряд компьютерных программ:

  • учебно-информирующие: энциклопедии, электронные учебники;
  • кинофильмы;
  • контролирующие - тестовые программы;
  • графический редактор Paint; (работа с графическим редактором Paint способствует развитию пространственного воображения детей, моторики, координации движений, внимания. Кроме того, обеспечиваются межпредметные связи с математикой, естествознанием, изобразительным искусством.
  • программа презентаций Power Point;
  • учебно-игровые программы;
  • электронные учебно-методические комплексы.

Электронные конструкторы, которые являются интегрированными на уровне содержания обучения и преследует цель - формирование у младших школьников устойчивого интереса к учебе. Они содержит несколько модулей из разных предметных областей:

• логика:

  • свойства, сравнение, классификация объектов;
  • поиск закономерностей и дополнения рисунка.

• комбинаторика:

  • задание на раскрашивания;
  • числовые квадраты;

• изобразительное исскуство:

  • тематическое рисование;
  • геометрические орнаменты;

• математические задачи:

  • периметр и площадь многоугольника;
  • конструирование многоугольников;
  • задачи с «сорняками»;
  • задачи о «паркеты»;

• моделирование окружающего мира:

  • силуэты [4, с. 90-93].

«Миксике» - образовательная онлайн-среда, которая дает возможность учителям, ученикам и родителям создавать и использовать собственные учебные онлайн материалы, а также использовать онлайн-коллекцию учебных материалов, которую совместными усилиями создали педагоги-участники проекта. Также образовательная онлайн-среда позволяет организовывать и проводить учебные соревнования среди учащихся школы. Здесь можно создавать собственную коллекцию дидактического материала, который дает возможность ученикам изучать новые термины и понятия, проверить свой уровень знаний в интересный для них образом. В основу каждого упражнения положено соревнования, как элемент совместной работы учеников, который, как правило, превращает обучение в увлекательный процесс. На сегодня для создания и использования учителям доступны семь видов упражнений:

  • «Варианты»,
  • «Слова»,
  • «Иллюстрации»,
  • «Буквы»,
  • «Живые буквы»,
  • «Сортировщик».

Каждый инициативный учитель может реализовать свои креативные идеи, приобщившись к сотрудничеству в этой онлайн-среде.

Для создания тестов можно использовать как тестовый, так и табличный редактор и программы MyTest.

У учителя начальных классов является возможность работать в онлайн сервисе, который предлагает разрабатывать ребусы. Ребусы помогут скучный учебный материал превратить в яркий, привлекательный и у детей активизируется мышление, воображение [5, с. 133-135].

Интеллект-карты, которые ранее создавались на бумаге (оригинальный способ) сегодня есть возможность строить с помощью программного обеспечения. Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карты имеют следующие свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность просмотра. Просмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Весь материал можно изложить в виде схемы, где добавляют ссылки, вставляют видео, аудио и тому подобное [6, с. 98-104].

Благодаря использованию ИКТ учебную среду можно дополнить видео, звуком, анимацией. Введение этих технологий способствует рационализации умственной и практической работы младших школьников, запоминанию и воспроизведению учебного материала, усиливается мотивация их познавательной деятельности, повышается интерес к обучению, помогает активнее и эффективнее воспринимать новую информацию, развивает познавательные интересы младших школьников. Тем более, что они уже готовы к работе с ИКТ знают, что такое компьютер, в основном умеют им пользоваться, у них отсутствует психологический барьер: дети не боятся, что сломается машина, хватит знаний справиться с ней и тому подобное.

Учителю применения ИКТ позволяет экономить время и максимально эффективно выполнять повседневные дела и обязанности, как специалисту:

  • готовиться к урокам (составлять конспекты, подбирать дидактические материалы), родительских собраний, воспитательных часов, различных выступлений на педсоветах, заседаниях МО, семинарах;
  • оформлять документацию;
  • в оперативном режиме отслеживать результаты учебной деятельности учащихся;
  • налаживать общение с родителями своих учеников;
  • обмениваться с коллегами опытом работы, собственными методическими достижениями;
  • обсуждать с ними актуальные вопросы обучения и воспитания школьников;
  • быстро получать и систематизировать нужную информацию.

Использование современных информационно-компьютерных технологий в обучении соответствует социальным и психологическим особенностям младших школьников, позволяет внести кардинально новое в обычные формы работы учителя, способствует интересному, всестороннему раскрытию, понятнее представлению сложного учебного материала, а также облегчает работу учителя, обучения делает интересным и эффективным. Поэтому внедрение их в учебно-воспитательный процесс начальной школы является целесообразным и перспективным.

Убеждены, что использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе-это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.

Работая с этими информационными программами наши дети отныне могут сказать: «За это время мы научились работать в программах: OffiseWord,  PowerPoint, Paint, e-Learning Class, Иnternet. Для нас компьютер - не роскошь, а необходимость».

Список литературы

  1. Innovative ICT Education for Social-Economic Development (IESED) № 574283-EPP-1-2016-1-LTEPPKA2-CBHE-JP // IESED website [Электронный ресурс]. – 2018 – Режим доступа: http:// http://iesed.esy.es/ – Дата доступа: 26.08.2020.
  2. Батакова Е.Л. Интерактивные средства обучения как часть ЭОР / Е.Л.Батакова, Н.В.Батакова. Интерактивные средства обучения как часть ЭОР //Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2016. – 1 (166).
  3. Ключевые навыки 21 века [Электронный ресурс]. – 2014. http://www.p21.org/storage/documents/1.__p21_framework_2-pager.pdf – Дата доступа: 26.08.2020.
  4. Левенцов В.А. Качество образования в эпоху цифровой экономики / В.А.Левенцов, Н.В.Муханова // Санкт-Петербургский международный экономический форум: сб. ст. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 77-79.
  5. Минич, О.А. И др. Анализ особенностей спроса обучающихся на технологии электронного обучения для получения образования / О.А.Минич, В.Ю.Верамейчик, А.Р.Михаленко, У.А.Шпаковская // Дидактика сетевого урока : материалы междунар. онлайн-конференции, г.Минск, 17-18 нояб. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: О.А.Минич [и др.]. – Минск : БГПУ, 2016. – [Электронный ресурс]. – 2018 – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/18774 – Дата доступа: 26.08.2020.
  6. Окрепилов В.В. Качество образования как важная составляющая качества жизни в условиях цифровой экономики / В.В.Окрепилов, Н.Л.Гагулина, И.В.Чудиновских // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства : сб. тр. III Междунар. науч.-метод. конф. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 98-104.