Типология уроков внеклассного чтения в начальной школе

Разделы: Литература

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: внеклассное чтение


Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и пр. В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока.

Занятие подготовительного этапа имеет такую структуру:

1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей (или сформировать) реальные представления, на основе которых будет строиться образная система произведения (2–3 мин).

2. Выразительное чтение учителем избранного художественного произведения вслух (3–7 мин).

3. Воссоздание прослушанного произведения, размышления по поводу прослушанного произведения (4–6 мин).

4. Рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания (3–4 мин).

5. Рекомендации детям к самостоятельной деятельности с книгами, которые есть в классе или дома. Вывешивание рекомендательного плаката по теме прошедшего занятия (1 мин).

Урок начального этапа.

Его структура:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).

2. Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 мин).

3. Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин).

4. Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (до 5 мин).

5. Чтение учащимися названного произведения про себя (10–12 мин).

6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания книги (7– 10 мин).

7. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю, вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока (1–2 мин).

Урок основного этапа включает:

1. Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3–5 мин).

2. Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20–25 мин).

3. Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10–15 мин).

4. Сообщение темы следующего урока, вывешивание рекомендательного указателя или списка книг (2–3 мин).

В конце начального этапа рекомендуется провести несколько уроков переходного типа. Их своеобразие в том, что для вторoй части типового урока детям для чтения, рассматривания предлагаются разные произведения или даже разные книги, но объединенные одной темой. Такие уроки дают ребенку возможность не только самостоятельно познакомиться с книгой и прочитать в ней произведение, но и попробовать понятно и интересно рассказать о нем товарищам. В то же время учитель приучает детей участвовать в беседе по разным источникам, понимать обобщенные вопросы и правильно на них реагировать.

Урок знакомства с периодической печатью проводится на основном этапе. Структура такого урока не отличается от типовой, однако привычная беседа-обсуждение прочитанного имеет некоторую специфику. Детям на уроке предлагается рассмотреть и почитать незнакомый (любой) номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с терминами периодическая печать, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр.

В начале учебной четверти на основном этапе может быть проведен урок-отчет. Цель такого урока – дать возможность всем детям поделиться со своими товарищами впечатлениями о книгах, прочитанных на каникулах. В этом случае при подготовке к уроку дети должны ориентироваться на собственный читательский опыт, поэтому учитель дает установку подумать, что интересного узнали из книг, что привлекло внимание в журналах, какие заметки из газет запомнились. Учитель к уроку-отчету готовит 1–2 литературные игры, которые будут предложены детям или в начале урока, или в завершении обсуждения прочитанного. Например, урок после летних каникул может начаться с игры-викторины «Знаешь ли ты журналы?».

По условиям игры дети по обложкам некоторых номеров должны узнать журнал, вспомнить, с какого года он издается, назвать некоторые рубрики журнала или по названиям рубрик определить, о каком журнале пойдет речь, какие авторы часто печатаются в этих рубриках и т.п.

Тогда основная часть урока – обсуждение материалов, опубликованных в летних номерах, беседа по прочитанным книгам знакомых авторов – станет органическим продолжением викторины, а завершить урок может новая игра. Например, игра «Дежурная буква»: на доске закрепляется буква, допустим, а, и звучат вопросы и задания: «Назовите фамилии писателей на а»; «Заглавия каких известных сказок начинаются на а?»; «Заглавия каких рассказов начинаются на а?» и т.п. Как правило, учебная четверть завершается уроком-утренником. Он подводит итог всему тому, чем дети занимались в учебное время. Материалом для утренника будут служить те книги, которые детьми читались и обсуждались на уроках. По ним можно делать инсценировки, составлять литературные загадки, придумывать игры, брать из них песенки и стихи для исполнения на сцене. К такому празднику готовится весь класс, на него можно пригласить родителей, учащихся других классов.

Итак, к концу обучения в начальной школе можно выявить планируемые предметные результаты детей:

  •  виды доступной литературы – художественной, научно-познавательной, справочной, периодической, публицистической; 
  • возможные темы чтения;  виды возможной библиотечно-библиографической помощи; внешние приметы книги и разные типы внетекстовой информации; правила гигиены чтения.
  • ставить для себя цель обращения к книгам;
  •  обращаться к библиотечно-библиографической помощи;
  •  пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;
  •  выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги;
    •  выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной цели;
    •  осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
    • соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения (там же).

В последнее время в школьной практике появилась тенденция использовать детскую книгу как особый объект не только на уроках внеклассного чтения, но и на уроке чтения и анализа литературного произведения. В некоторых УМК («Начальная школа 21 века») предусмотрено обращение к книгам-сборникам, хрестоматиям, в которых художественные произведения специально отобраны и структурированы в соответствии с замыслом автора. Например, книги серии «Моя первая библиотека» В.А.Левина: «Мозаика», «Ступеньки», «Чудаки», «Собеседники», «Что я люблю». В настоящее время есть программы, в которых уроки чтения по хрестоматии предусмотрены только в I–II классах, а на более поздней ступени – в III–IV классах – уроки чтения должны проводиться по «живым книгам». Один из главных принципов строительства современной начальной школы – принцип вариативности, поэтому учитель вправе выбирать в обучении тот путь, который ему представляется наиболее продуктивным. Однако инвариантна должна быть сама идея обязательного включения в процесс обучения книги как особого объекта человеческой культуры.