Виды словарных диктантов в работе над повышением грамотности учащихся

Разделы: Русский язык

Классы: 6, 7, 8

Ключевые слова: словарные диктанты


Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.

Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.

При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.

Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.

Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:

  1. Пустошь, тишь, пейзаж, туч, луч, ночь, мяч и т.д. Грамматическое задание: определить род, склонение, падеж, чтобы выбрать правильно написание.
  2. К Марии, по долине, об армии, в здании, о гербарии и т.д. Грамматическое задание: определить падеж, написать начальную форму слова.
  3. Тает, колет, борется, дышит, вертит, смотрят и т.д. Грамматическое задание: определить спряжение, выделить окончание глаголов.
  4. Бесшумный, безрадостный, нисходить, низвергнуть и т.д. Грамматическое задание: выделить приставку и корень; определить с глухой или звонкой начинается корень.

Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:

  • написание диктанта;
  • обращение к опорным схемам;
  • проверка диктанта с обозначением орфограммы.

Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. /Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /

Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.

Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.

Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.

Надежда на выздоровление -  Надежда;

Точные весы -  родился под знаком Весы;

Строительный блок -  поэт Блок;

Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.

Диктант:

Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.

Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:

  1. Учитель называет признаки орфограмм, учащиеся пишут слово с данной орфограммой;
  2. Учитель диктует слова, учащиеся их записывают, обозначают орфограммы.
  3. Плащ, чертеж, ночь, рожь, из-за дач, образовалась течь, дичь, врач, грач, мышь, шалаш, вещь.
    Сургучом, межой, свечой, ключом, кирпичом, синицей, плющом, товарищем, грачом, плащом, чертежом, дачей.
    Нагар свечи, южный загар, запах гари, сгореть дотла, загорелый ребенок, большое зарево, озаренный молнией, утренняя зорька, вымокнуть под дождем, обмакнуть перо в чернильницу, заровнять участок, широкая равнина.

Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.

Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой

черный -  челка

съемка -  подъезд

желудь -  желтый

бью -  налью

шорох -  шов

капюшон -  крыжовник

Выборочный диктант.

Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.

«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»

Ё

О

щетка

крыжовник

прическа

шорты

ожег

шомпол

черточка

жокей

желудь

ожог руки

бечевка

шов

расческа

капюшон

счет

жонглер

учеба

шокировать

решетка

шоколад

стажер

шофер

дирижер

шоссе

Чередующиеся гласные в корне. Правописание орфограммы зависит от постановки ударения, от значения корня и согласных СТ и Щ в корне.

А

О

загар

загореть

озарить

зорька

выращенный

росток

макать

мокнуть

плавучий

пловец

равнина

ровный

тварь

творец

скачок

выскочит

Для группы сильных учащихся можно давать словарные диктанты, осложненные заданиями по формообразованию. Записать глаголы и образовать от них деепричастия. Например, рассчитывать - рассчитывая, комментировать - комментируя, рассказывать - рассказав.

Подводя итог, следует сказать, что после проведения таких видов диктантов надо еще раз повторить изученные орфограммы.

Разнообразие форм словарных диктантов способствует улучшению знаний и умений в области орфографии, а также прочных навыков письменной речи.