История России. Внешняя политика Александра II

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Александр II


Урок с использованием технологии развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока и задачи урока:

  • Образовательные:
    • организовать деятельность учащихся по определению целей и основных направлений внешней политики России в 50–70-е гг. XIX века;
    • по изучению итогов внешней политики.
  • Развивающие:
    • создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы;
    • создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь; продолжить формирование умения работать с недостаточной информацией.
  • Воспитательные:
    • содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.

Приемы ТРКМ: «Тонкие и толстые вопросы», Мозговой штурм, Метод углов, сюжетная таблица

Оборудование: презентация «Внешняя политика Александра 2», учебник А.В.Торкунов. История России. часть 1. 9 класс.М., Просвещение, 2019 г., карта, раздаточный материал - исторические документы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний.

Вступительное слово учителя о том, что внутренняя обстановка в стране определяла и задачи России во внешней политике.

«Мозговой штурм». Опираясь на знания, полученные на уроках Новой истории о внешней политике европейских стран (особенно Германии и Англии), анализируя итоги Крымской войны, определите, какие задачи стояли перед российской дипломатией в этот период?

В результате высказанных учащимися собственных мнений и предположений определяются основные задачи внешней политики России. Слайд № 2

Презентация

Решение этих задач напрямую было связано с деятельностью министра иностранных дел Российской империи в годы правления Александра 2 А.М.Горчакова. (сообщение учащегося «А.М.Горчаков: человек и дипломат») Слайд № 3

? Какие личные и профессиональные качества позволили канцлеру Горчакову стать «первым и единственным министром иностранных дел, которому обстоятельства позволили значительно влиять на государственную политику» (историк В.Лопатников)

Стадия осмысления

1). Выход России из Парижского мира. Слайд №4

Самостоятельная работа учащихся в группах с историческим документом (приложение №1) и текстом учебника п.21, пункт 1.

? Каким образом международный конфликт обернулся дипломатической победой России?

? Какое значение для России имел выход из Парижского мира? (обмен мнениями)

2). «Союз трех императоров».

Рассказ учителя о союзе Россия–Германия–Австро-Венгрии, о целях его участников. Слайд № 6

? Как выдумаете, почему союз изначально был непрочным?

3). Политика России в Средней Азии.

Составление сюжетной таблицы по материалу учебника п.2 (Приложение №2) и презентации Слайд № 7,8.

Группы устно обмениваются записями в таблице, дополняя или исправляя друг друга.

? Используя данные таблицы, покажите на карте земли, вошедшие в состав Российской империи.

4). Политика России на Дальнем Востоке. Продажа Аляски.

Рассказ учителя о дальневосточной политике России (отношения с Китаем и Японией) Слайд №9

Продажа Аляски. Самостоятельная работа учащихся в группах с историческим документом (приложение №3)

Метод углов. «Зачем продали Аляску? ((учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)

Стадия рефлексии

Два варианта (в зависимости от уровня подготовленности класса и времени оставшегося от урока).

- «Игровое поле». (группы получают карточки, которые нужно разложить в соответствии с изученным материалом при этом представители групп должны проверить расположение карточки у соседей и перевернуть неправильные) (Приложение №4)

- «Тонкие и толстые» вопросы по новому материалу (по 2 вопроса от группы).

Домашнее задание: параграф №21 (п.1-4).