Классный час: «Военные профессии»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: классный час, профессия военного


Пояснительная записка

Нет выше чести для настоящего мужчины, чем
быть профессиональным
защитником своего Отечества,
своего народа.

Актуальность профессии военного на сегодняшний день довольно высока. Количество молодых людей, призванных на срочную военную службу в ряды Вооруженных сил России возросла. Ведь число призывников, решивших отдать долг своей Родине, напрямую зависит от условий, которые в дальнейшем им может предоставить военная служба, в том числе и по контракту. Минобороны сократило срок срочной службы с 1,5 и 2 лет до 12 месяцев. Солдатам-срочникам разрешили пользоваться мобильными телефонами и интернетом, в воинских частях появился «тихий час», солдат перестали привлекать к хозяйственным работам и уборке территории. У военнослужащих появились обязательный выходной день и ежегодный отпуск. Денежное довольствие было увеличено на порядок. Плюс к этому полагается целый ряд надбавок за условия и напряжённость службы. Жилищная проблема была решена введением ипотечно-накопительной системы, по которой офицер или контрактник уже через 3 года службы мог купить квартиру в любом выбранном им регионе. Но главное, что денежное довольствие военнослужащих стало конкурентоспособным по отношению к заработным платам гражданских в большинстве регионов России. Таким образом, профессия военного путем реформ и нововведений стала одной из самых престижных и актуальных в нашей стране.

Практическая значимость: Каждая из военных профессий почётна и важна:

  • пограничники охраняют границы нашей Родины от врагов на суше;
  • морские границы берегут военные моряки на кораблях;
  • танкисты ведут боевые действия на танках;
  • артиллеристы знают все виды оружия, стреляют из пушек и миномётов;
  • десантники умеют обезвредить любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом и водят военные машины;
  • ракетчики хорошо разбираются в ракетной технике, а морская пехота атакует врага с моря. Все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами.

Обладать качествами, позволяющими ему с честью и достоинством носить звание защитника Отечества: любовь к Родине, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы и независимости России. Если ты решил выбрать эту профессию, то помни, что без хорошей учёбы в школе и занятий спортом сделать это будет практически невозможно! В большинстве случаев молодые люди становятся военными в призывном возрасте. В это время юноши проходят срочную службу в армии. После её окончания можно остаться на службе по контракту и продолжить свой военный карьерный рост, получить высшее образование, которое поможет получить звание офицера. Можно поступить в военные учебные заведения, по окончании которых присваивается воинское звание. Для этого надо пройти военную медицинскую комиссию и сдать экзамены.

Военный — профессия героическая, уважаемая и очень нужная! Многие мальчики мечтают об армии, но готовиться к ней надо уже сейчас!

Из истории армии

Наша армия имеет древнюю и славную историю, хотя армией стала называться не так давно — более двухсот лет назад. Руссы — так в древности звали наших предков — были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. Регулярную армию и первый Российский флот создал Петр I. Особенно прославились русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, а уже в наше время маршалы Георгий Константинович Жуков, Иван Степанович Конев, Константин Константинович Рокоссовский.

Что влияет на выбор профессии военного

Выбор профессии – один из самых серьезных в жизни каждого человека. Профессия «военного» издавна является профессией для мужчин, сильных духом, готовых посвятить свою жизнь службе в Вооруженных Силах.

Во многих семьях это традиция, которой неукоснительно следуют и которая переходит по наследству от отца к сыну. Примером для подражания становится старшее поколение мужчин в семье.

Целевая аудитория: учащиеся основного общего образования.

Цели:

  • Расширять представления детей и формировать положительную оценку о военных профессиях и о вооружённых силах России;
  • Рассказать ребятам об интересных и очень важной военных профессии, армейской службы, развивать творческие способности детей.
  • Формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, популяризация военных профессий, создание атмосферы доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия, так же формирование у учащихся личностной ценностно-нравственной основы самоопределения относительно военно-профессионального образования и военной специальности.

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости к воинам Российской Армии.
  • Способствовать развитию позитивного самоощущения, уверенности в себе. Закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники.
  • Совершенствовать координацию движений, формировать умение работать в команде, качества характера, присущие солдатам.
  • Вызвать у детей желание быть похожими на сильных, смелых воинов. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки. Воспитывать в детях потребность коллективного общения, дружеского состязания, создать положительный эмоциональный настрой.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
  • Формирование культуры деловых взаимоотношений.
  • Выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся.
  • Формирование навыков нахождения и использования информации о выборе военной профессии для обучения.
  • Ознакомление с различными видами военной профессий.

Методические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся 6-х классов предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов, направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 6 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования. В требованиях Стандарта обозначено формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Портрет выпускника основной школы, это одна из характеристик которого является ориентация в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре обучающимся необходимо выбрать одну из них. И как учитель истории стараюсь показать значимость военных профессиях. И среди множества профессий человек выбирает себе ту, которая близка ему по духу. Можно быть кем угодно, но самое главное, что в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться своим трудом приносить пользу и радость окружающим. Все профессии важны и нужны обществу!

У обучающихся в 6 классах формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Текст разработки:

Форма проведения: познавательный вестник

Ход классного часа

Добрый день уважаемые участники и гости! Предлагаю вашему вниманию видеоролик, смотрим внимательно, для того, чтобы Вы могли назвать тему нашего классного часа и предложить цели изучаемого материала.

Просмотр видеоролика. Ребята называют тему классного часа и определяют цель.

Ребята называют тему классного часа и определяют цель.

И первый по пункту доблестный моряки.

Хорошее настроение друг другу.

Улыбнитесь. Улыбнитесь соседу справа. Улыбнитесь своему соседу слева.

Улыбнитесь тому, кто стоит позади вас. Улыбнитесь мне, и я дарю в ответ вам свою улыбку. Давайте сохраним наши улыбки и хорошее настроение до конца дня.

Давайте подарим хорошее настроение друг другу.

Улыбнитесь. Улыбнитесь соседу справа. Улыбнитесь своему соседу слева.

Улыбнитесь тому, кто стоит позади вас. Улыбнитесь мне, и я дарю в ответ вам свою улыбку. Давайте сохраним наши улыбки и хорошее настроение до конца дня.

1. Моряки

Звучит фонограмма: шум моря, крик чаек.

Голос за кадром: (Учитель) Внимание! Внимание! Всем судам квадрата «С»! получено штормовое предупреждение. Капитанам кораблей и экипажам принять предупредительные меры.

Повторяю… Внимание! Всем, кто слышит! Получен сигнал «SOS».

Учитель: Дорогие друзья! У нас экстремальная ситуация. Наш корабль получил штормовое предупреждение. От того, насколько слаженно будет действовать команда, зависит спасение экипажа и судна.

Учитель: Экипажи готовы? Вперёд! Называем морские профессии, и чем они занимаются…

Боцман
Лоцман
Штурман
Юнга
Матрос
Мореплаватель

Капитан порта
Капитан судна
Квартирмейстер
Кок
Кочегар

Сигнальщик
Старший боцман
Старший помощник командира корабля

Есть много профессий: капитан, судомеханик, инженер, моряк.

Капитан отвечает за всё происходящее на корабле, никто не вправе не исполнить приказ капитана. Капитан возглавляет экипаж и палубную службу, куда входят офицеры – старший помощник, второй, третий, четвёртый помощники капитана, а также рядовой состав – боцман, матросы, повара, радиооператоры и врачи.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизма – занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Машинную службу возглавляет старший механик, которому подчиняется много людей.

В далёком прошлом корабельный повар, готовящий пищу для команды, получил своё название от голландского слова «кок», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «кокус» - повар. Это название сохранилось и в повседневном обиходе моряков.

Юнга – молодой. На флоте так называли подростка, исполняющего обязанности матроса и обучающего морскому делу.

Отгадай загадку

Ползет черепаха-стальная рубаха, Не знает ни боли она и ни страха. Враг в овраг, и она, где враг. Что это за черепаха? (Танк).

Или:

Хожу в железном панцире,
Бронею весь обшитый.
Стреляю я снарядами,
Я очень грозный с виду... (Танк)

Учитель: Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста.

Профессиональный праздник День танкиста является одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. История российских бронетанковых войск уходит корнями в начало 20-го века. После того как в годы первой мировой войны на полях сражений появились первые английские танки, все европейские державы приступили к разработке собственного тяжелого механизированного вооружения. По заказу Главного броневого управления Красной Армии на Сормовском заводе был создан и 31 августа 1920 года вышел на ходовые испытания первый отечественный танк.

Как называется главное сражение танковых войск в годы Великой Отечественной Войны? (Курская дуга, Танк Т-34)

Как называла Немецкая сторона наступательную часть сражения? (Цитадель)

Назовите Экипаж танкистов?

2. Танкисты

Танкист - это военная специальность, объединившая всех членов экипажа танка: начиная от командира и заканчивая заряжающим.

  • командир боевой машины – руководит действиями экипажа танка, выполняя указания командира взвода;
  • наводчик – осуществляет прицел орудия и является вторым ответственным лицом после командира танка;
  • заряжающий – приводит машину в боевую готовность, контролирует связь и проводит обзор обстановки;
  • механик – производит ремонт и обеспечивает исправную работу танка.

3. Летчики

Летчик (Муз. «Первым делом самолёты») как физминутка

Игра «Самолет, лети!» (По количеству детей приготовлены бумага и дети делают самолетики, дети по сигналу запускают самолеты)

Лётчик (пилот) — это человек умеющий управлять самолётом, вертолётом или другими летательными аппаратами. Многим приходилось управлять виртуальным самолётом, штурмовать противника сидя перед компьютером. Но это игра, а в действительности профессия лётчика одна из самых технически сложных.

История развития профессии.

Кто ни будь, знает миф, как люди пытались полететь как птицы?

(Рассказывают дети миф, учитель дополняет датами, именами )

Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крыльях из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из высоких башен продолжались даже в XVII веке, и испытатели получали травмы или разбивались.

Еще на заре становления профессии лётчика к авиаторам относились скорее как к артистам оригинального жанра. Демонстрация полетов воспринималась как театральное представление на свежем воздухе. Правда, иногда с трагическим исходом. Прошли годы, авиация всерьез заявила о себе, как об интересной, трудной, но полной романтики профессии. Послевоенные мальчишки с завистью смотрели на молодых лётчиков в кожанках и шлемах. Многие уезжали из дома туда, где учили летать на самолётах, навсегда связав свою судьбу с этой профессией.

Братья Райт первыми изобрели самолёт, который не был просто красивой «махиной», которую невозможно поднять в небо. Изучению системы управления самолётом братья посвятили не один десяток лет. Поэтому, не удивительно, что основателями профессии лётчика можно считать именно этих изобретателей-авиаконструкторов. Они в 1903 году совершили первый полёт на Флайере-1.…

4. А теперь последнее задание - «Воинская мудрость»

На листах записаны первые слова 4 пословицы об армии, военной службе.

А на нижней строчке - остальные слова из: пословиц. Только слова эти перепутались.

Вам нужно собрать эти пословицы, и вы соберете крупицы воинской мудрости. На выполнение задания даю 3 минуты.

Звучит музыка. Дети собирают пословицы.

  1. Умелый боец - везде молодец.
  2. Офицер - в доблести пример.
  3. Военному делу учиться - всегда пригодится.
  4. Маскировка - хитрость и сноровка.

Ну что ж, крупицы военной мудрости собрали! Во всех испытаниях показали сноровку. И хорошую военную подготовку!

Рефлексия

Люди, обладающие военными профессиями, получили среднее специальное или высшее образование. Людям с волевыми чертами характера и организаторскими способностями, которые могут оперативно реагировать и быстро принимать решения, стоит попробовать свои силы и стать военным. Военнослужащие работают в военных организациях, в научно-исследовательских институтах. Конечно, люди этой профессии проходят службу в военных гарнизонах, подразделениях, частях и пр. Они также работают в миротворческих войсках и отправляются в "горячие точки". Возможна и преподавательская деятельность.

Некоторые служащие в армии стараются получить высокое звание, что дает возможность после службы получать неплохую военную пенсию. Людям этой профессии нельзя заниматься никакой предпринимательской деятельностью. Поэтому желающим в перспективе открыть собственный бизнес не стоит связывать свою жизнь с армией.

Самая престижные и высокооплачиваемые профессия в России – это профессия «Военных» и я вам предлагаю получить в будущем одну из военных профессии.

Успехов в будущем!!!

Список использованных источников

  1. Гончаров Ю., Окко В. Есть такая профессия - Родину защищать: Военно-учебные заведения // Основы Безопасности Жизни. - 2000. - №3. - С.38-45.
  2. Все о военном образовании // Карьера. - 1999. - №6. - С.58.
  3. Молеев К. Военная тайна: (О военной карьере) // Карьера. -1999.- №6.-С.58-68.

Интернет-источники:

  1. www.profguide.ru
  2. Википедия – энциклопедия на русском языке