Внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по средством спортивных игр

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа


Я, Васенков Владимир Николаевич, работаю учителем физической культуры с 2002 года, сразу после получения высшего образования, окончив с отличием факультет физической культуры Казанского Государственного педагогического университета по специальности «Преподаватель по физической культуре и спорту». В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» работаю с 2004 года. За это время у меня сложилась своя система классной и внеурочной деятельности. Я считаю, что только благодаря спортивным играм, дети получают ту активность, которую они и должны получать ежедневно. Но, благодаря новейшим достижениям человечества (телефоны, компьютеры) двигательная активность резко пошла на спад.

За годы работы я понял, что если не вводить спортивные игры в каждый урок по физической культуре (хотя бы в конце урока) в каждой четверти в независимости от программного материала, то активность детей на уроке снижается. Я понял это, работая по программе прошлых лет, которую взял у более опытных преподавателей в начале своей педагогической деятельности. Затем пришло время попробовать себя в создании своей программы, из-за перехода на трех часовую нагрузку. Но недостатком данной пробной версии, как я потом понял, служил недостаток в спортивных играх. Я сделал упор на правильность и качество прохождения программного материала, позабыв про желание многих детей просто поиграть, хотя бы в конце урока.

К сожалению, большинство детей ведёт малоподвижный образ жизни. Гиподинамия резко отрицательно действует на них: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, способность к умственной деятельности. Считаю, что физическая культура – часть общей культуры человека. Это образ жизни людей, и прививать этот образ жизни нужно с самого детства. Воспитать в детях привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями непросто. Большая роль в этом отводится семье, но немаловажное значение имеет школа.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в нашей школе очень разнообразны и проводятся как в режиме учебного времени, так и в форме внеклассной работы. Роль внеклассных мероприятий состоит в восполнении дефицита двигательной активности, так как уроки физической культуры восполняют этот недостаток лишь на 22%. Внеклассная работа включает в себя проведение занятий в спортивных кружках и секциях, организацию и проведение внутришкольных спортивных соревнований, проведение спортивных праздников и туристических походов, дней здоровья, спортивных праздников, проведение просветительской работы с учащимися и родителями. Кроме этого я как учитель физкультуры организую участие школьников в районных, городских, республиканских соревнованиях в качестве руководителя команд, спортивного судьи. Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

В течение многих лет веду в школе секцию волейбола. Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья. Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства и физической активности детей. Тренировочные занятия, в которых занимаются по 30 человек из 5-11 классов, провожу в вечернее и дневное время по расписанию 3 раза в неделю. На данный момент существуют сборные школы по волейболу юношей и девушек, учащихся школы и несколько сборных учащихся, которые закончили обучение и все же приходят на тренировки. Тем самым спортивные игры в очередной раз доказывают свою значимость.

Тема, над которой я работаю в процессе своей педагогической практики: «От пионербола к волейболу», и она ставит передо мной следующие методические задачи: нестандартные способы развития технических и тактических навыков игры в волейбол у учеников старших классов, опережающий метод углубленного изучения технических и тактических навыков игры в волейбол у учащихся средних классов, обучение учащихся 5-6-х классов простейшим элементам волейбола через подводящие игры пионербол и многобол.

Приучаю своих воспитанников к тому, что занятия в секции требуют мобилизации двигательных и морально- волевых качеств. Стараюсь рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. Первая моя заповедь как тренера – воспитателя - «Не навреди!». Кроме того, использую в работе тренера следующие принципы:

1) принцип сбалансированного повышения нагрузок. Считаю, что многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств, поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;

2) принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся;

3) принцип системного чередования нагрузок и отдыха, который предусматривает рациональное чередование активности и отдыха;

4) принцип постепенного наращивания нагрузок - планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.

В своей работе использую как эффективные традиционные средства обучения, с использованием стандартных подводящих упражнений, так и нестандартные. Чередуя различные методы работы (деятельностный, игровой, групповой, фронтальный личностно-ориентированный, коммуникативный), добиваюсь формирования у ребят устойчивой мотивации к занятиям в секции.

Часто собираю своих ребят-волейболистов и в выходные дни, т.к. тренировочного времени для создания конкурентноспособной команды недостаточно. Нередко в выходные дни устраиваем товарищеские игры с учащимися других школ города.

Выработанная система работы дает определенные результаты. Основным показателем результативности моей работы является высокая результативность участия в спортивных конкурсах и соревнованиях как школьного (согласно годового плана), так муниципального и республиканского уровней. Подготовленные мною учащиеся неоднократно входили и входят в сборные команды города для участия в Республиканских соревнованиях по различным видам спорта (в основном по волейболу), где достойно занимают призовые места.

Ежегодно, начиная с 2008г., провожу на базе своей школы «Праздник волейбола». Это тот праздник, которого ждут все, кто посещает мои занятия. В данном мероприятии принимают участие сборные юношей и девушек, начиная с 5 класса и заканчивая выпускниками нашей школы и сборной учителей. Набирается до 8-9 команд, которые с азартом и полной отдачей предаются игре.

Интересно проходят в нашей школе Дни здоровья. Я посвящаю их проведению различных внутришкольных соревнований: «Весёлые старты» и подвижные игры на воздухе для младших школьников, проведение соревнований по волейболу, баскетболу, футболу. Весной это туристические походы. День здоровья – это всегда праздник, в котором каждый желающий может найти себе занятия по интересам и проявить свои способности, а главное – подобные мероприятия способствуют привлечению молодёжи к спорту, воспитывают коллективизм, целеустремленность, стремление к здоровому образу жизни.

Помимо запланированных Дней здоровья мы с ребятами устраиваем свои Дни спорта и активного отдыха: собираемся на городском стадионе для проведения спортивных игр и соревнований, посещаем Ледовый дворец, устраиваем лыжные прогулки. Ребята с удовольствием проводят свой досуг подобным образом, приводят с собой друзей и родителей. Самым важным в своей работе считаю индивидуальный подход к учащимся и личностно - ориентированное взаимодействие. Вся моя система работы по предмету строится таким образом, чтобы воспитание после уроков было продолжением работы на уроке. Работу, которую я провожу со своими ребятами во внеурочное время, развивает у них интерес к предмету, меняет представления о применении полученных знаний и умений на практике, прививает навыки самостоятельной работы над собой.

Ежегодно в школе проходит Смотр строя и песни, приуроченный к Дню защитника Отечества. Долгая подготовка, упорные тренировки не проходят даром: мероприятие всегда проходит на высоком уровне.

Я уверен, что внеклассные физкультурные мероприятия приобщают детей к здоровому образу жизни: они соблюдают режим дня, правильно питаются, занимаются физическими упражнениями. Все это способствует гармоничному развитию личности. Каждому человеку нужно следовать этому жизненному курсу здоровья. Только тогда каждый день принесет вам радость, счастье и удовольствие от здоровой, счастливой, долгой и энергичной жизни.

Моя основная задача как учителя физической культуры – приложить все свои силы, знания и возможности для того, чтобы из каждого учащегося вырос физически здоровый человек. Только физически здоровый человек в современном обществе конкурентоспособен, а значит, и востребован.

Программа по физическому воспитанию учащихся 5–11-х классов

Рабочая учебная программа включает в себя теоретические сведения и практические занятия по физическому воспитанию учащихся юношей 5–11 классов с учётом третьего в неделю урока. Даны конкретные упражнения и способы их выполнения для разных классов с учётом их физической подготовленности. Предназначено для студентов, учителей школ, инструкторов и широкого круга читателей.