Методическая разработка. Урок-игра "Математика в профессиях". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


УМК Алгебра. Макарычев Ю.Н. (7-9)

На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Урок по применению дробно рациональных уравнений для решения задач. Урок содержит задания, дифференцированные по уровню сложности. Мультимедийные средства применяются для повторения теории, проверки ответов к заданиям и просмотра правильного решения. Интерактивное задание направлено на актуализацию знаний ранее изученного материала, выявляет пробелы в знаниях обучающихся и помогает их устранению.

Тип урока: применение знаний на практике.

Тема: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений».

Цели:

  • дидактическая: обобщить и систематизировать теоретические знания по теме «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»;
  • развивающая: развивать познавательный интерес обучающихся, учить применять знания в практической ситуации; тренировать грамотную математическую речь;
  • воспитательная: воспитывать волю и настойчивость для достижения цели.

Задачи:

  • образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
  • воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,   раздаточный материал,  учебник «Алгебра»-8 класс, автор Макарычев Ю.Н.

Структура урока:

  1. Организационный момент, введение.
  2. Актуализация знаний.
  3. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
  4. Этап обобщения и систематизации знаний.
  5. Этап подведения итогов урока.
  6. Этап информации о домашнем задании.
  7. Рефлексия.

1. Организационный момент (2 мин)

Введение

Сегодня наш урок пройдет в виде игры «Математика в профессиях». Всем известно, что наука математика применяется в различных областях жизни человека. Выясним, как математика, а в частности тема нашего урока может быть применена представителями различных профессий. Большинство задач на применение дробных рациональных уравнений в результате сводится к решению квадратных уравнений.

Вопросы ученикам:

  1. автор теоремы о сумме и произведении корней квадратного уравнения; слайд №2
  2. сформулируйте теорему Виета и теорему обратную теореме Виета; слайд №4-6
  3. какие вы знаете особые случаи для нахождения корней квадратного уравнения; слайд №7-8

2. Актуализация знаний (5 мин)

Математическая разминка, которая позволит повторить и обобщить учебный материал по теореме Виета и обратной ей и дробным выражениям, а также определить разбиение класса на группы для выполнения заданий дифференцированных по уровню сложности, кто будет представлять профессии: инструктора по альпинизму, фермера, офис менеджера, штурмана самолета.

Задание 1.

слайд 9

Решите уравнения, используя теорему обратную теореме Виета и формулы для особых случаев:

а) 4х2 +7х + 3=0

б) 3х2 - 8х + 5=0

в) 5х2 + 9х + 4 = 0

г) х2 + Х –  56 = 0

д) х2 - 19х + 88 = 0

е) х2 +11х – 12 = 0

Задание 2.

слайд 10

1. Преобразуйте выражение в дробь


Каждый ученик вносит ответ в отчетную таблицу.

3. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий (2 мин)

Подведение итогов разминки производится с помощью взаимопроверки со слайда №11-12.

Результаты вносятся в отчетную таблицу каждого ученика.

фамилия имя

а

б

в

г

д

е

ж

з

всего баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

результат+-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы для проверки в таблице

фамилия имя

а

б

в

г

д

е

ж

з

всего баллов

 

-1; 3/4

1;  5

-1;-4/5

-8; 7

11; 8

1;-12.

 

результат+-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этап обобщения и систематизации знаний. (13-20 мин)

1) Интерактивное задание на повторение алгоритма решения задач (приложение 1)

Выполняется на интерактивной доске 3-5 мин

2) Работа в группах - 10-15 мин

Правила игры (слайд 13): каждая группа по профессии получает задачу, которую необходимо не только решить, но и представить ее решение на обсуждение групп других профессий.

Решение оценивается в баллах по основным этапам алгоритма решения задач:

1. Составление таблицы - 3 балла;

2. Составление уравнения - 3 балла;

3. Решение уравнения - 4 балла;

4. Презентация решения - 3 балла.

Итоговая оценка группы:

  • 13 баллов – оценка «5»;
  • 10 баллов – оценка «4»;
  • 8 баллов – оценка «3».

Задания группам (дифференцированные по уровню сложности).

  • 1 группа - «профессия офис-менеджер» - все обучающиеся набравшие максимальное количество баллов на разминке получают задачу повышенного уровня сложности № 1 (Приложение 2)
  • 2 группа - «профессия инструктор по туризму» задача №2 (Приложение 2)
  • 3 группа - «профессия фермер» задача № 3 (Приложение 2)
  • 4 группа - «штурман самолета» задача № 4 (Приложение 2)

5. Этап подведения итогов урока

Презентация решений с проверкой и оценкой. (слайд 14-25)

6. Этап информации о домашнем задании

(слайд 26)

№ 690 д), № 703, № 697а)

7. Рефлексия

ТЕСТ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Нам было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Меня удивило…