Литературная гостиная «Е.Ю.Кузьмина-Караваева как героиня Французского Сопротивления времен Второй мировой войны»

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: движение, борьба, Мать Мария


Пояснительная записка

Воспитание – это целенаправленный, специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога с обучающимися. В ходе этого процесса предполагается организация разнообразной деятельности с целью формирования у каждого учащегося политических, нравственных, эстетических, физических качеств, одновременного развития их способностей и духовных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми. Именно нравственная составляющая является в воспитательном процессе тем направлением, результатом которого станет формирование высоконравственной личности современного общества.

Мотивация выбора данной темы: необходимость знакомства учащихся с личностью матери Марии, а также формирование высоконравственной культуры через знакомство с выдающейся личностью. Информация, полученная в ходе общения, сможет не только расширить кругозор учащихся, но также оказать определенную помощь в формировании нравственных понятий.

Класс: 11.

Цель: знакомство учащихся с личностью матери Марии, а также формирование высоконравственной культуры через личность выдающегося человека.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • постоянное воспитание российской гражданской идентичности: уважения и любви к Отечеству и его богатой истории, высокого патриотизма. 

Предметные:

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества Е.Ю.Кузьминой-Караваевой - в процессе анализа ее художественных произведений.

Метапредметные:

  • способность к самостоятельной активной информационно-познавательной деятельности, которая включает формирование умения быстро ориентироваться в самых разных источниках информации, критически воспринимать, оценивать и интерпретировать информацию.

Методы воспитательного воздействия:

  • эвристическая беседа;

Оборудование:

  • Компьютер с проектором для демонстрации темы и целей воспитательного мероприятия.
  • Соответствующая расстановка мебели для работы.

I. Организационный момент

II. Просмотр фрагмента телевизионного фильма «Женщины в русской истории

Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (1891-1945)» //https://www.youtube.com/watch?v=C3C_DnOMbek

III. Составление двойного дневника

(страница делится на две части: слева – что понравилось, запомнилось при просмотре фильма, справа – почему, какие ассоциации).

IV. Слово учителя

Искала я таинственное племя,
Тех, что средь ночи остаются зрячи,
Что в жизни отменили срок и время,
Умеют радоваться в плаче.
Искала я мечтателей, пророков,
Всегда стоящих у небесных лестниц,
И зрящих знаки недоступных сроков,
Поющих недоступные нам песни.
И находила нищих, буйных, сирых
Упившихся, унылых, непотребных,
Заблудшихся на всех дорогах мира,
Бездомных, голых и бесхлебных…

Это стихотворение было написано в 1937 году Елизаветой Юрьевной Кузьминой-Караваевой, которая больше сегодня известна под именем монахини Марии. Одним из важных этапов ее жизни стало участие во Французском Сопротивлении времен Второй Мировой войны.

V. Исторический комментарий. Сообщения учащихся

Учащийся 1: Французское движение Сопротивления – это общее название нескольких национально-освободительных движений, которые действовали на территории оккупированной страны в 1940-1944 годах. Общая цель участников Сопротивления – активная борьба за освобождение республики от фашистов.

Учащийся 2: Точная численность людей, которые принимали активное участие в развернувшейся борьбе за освобождение Франции, к сожалению, до сих пор неизвестна. Сохранившиеся архивные документы и собранные воспоминания участников Движения Сопротивления сегодня дают возможность считать, что в Сопротивлении участвовало от 350 до 500 тысяч человек. Хотя и эта цифра является приблизительной.

Учащийся 3: Участники Сопротивления вели активную борьбу против фашистских войск. Самыми активными методами борьбы были и нападения на немецких и французских солдат, полицейских. Очень часто организовывались многочисленные саботажи на железных дорогах, на производстве. Одной из эффективных форм борьбы была и помощь жертвам политических, расовых и религиозных преследований. В истории русской эмиграции участие в движении  Сопротивления во Франции – одна из самых славных и благородных страниц. Имена борцов с фашизмом золотом выбиты на скрижалях памяти героев Второй мировой войны.

Учащийся 4:

Княгиня Вера Аполлоновна Оболенская

 – дочь русских эмигрантов, генеральный секретарь «Гражданской и военной организации». За несколько дней до нападения Германии на Советский Союз члены подпольной «Гражданской и военной организации» с большим трудом смогли передать в Лондон очень важную информацию о готовящейся фашистской агрессии. Среди тех, кто добывал и переправлял эту информацию, была и княгиня Вера Аполлоновна Оболенская, впоследствии ставшая одной из центральных фигур французского Сопротивления. Она передавала важные донесения, могла писать информационные сводки, постоянно была связной. После ареста фашисты ее зверски пытали, а потом казнили. Средством для казни они выбрали гильотину. Казнь состоялась в 1944 год в Берлине. Уже посмертно она была награждена советским правительством орденом Отечественной войны первой степени, а во Франции – Военным крестом с пальмами и медалью Сопротивления.

Учащийся 5:

Юрий (Георгий) Даниилович Скобцов

(1921-1944, концлагерь Дорц) — иподиакон, общественный деятель, участник французского Сопротивления, причислен к лику святых (Сын матери Марии).

Дмитрий Андреевич Клепинин (1904-1944, концлагерь Бухенвальд, Германия) – священник, общественный деятель, участник французского Сопротивления, причислен к лику святых.

Учащийся 6: Среди многочисленных русских эмигрантов – героев Сопротивления во Франции: Вадим Андреев и Владимир Сосинский, поднявшие восстание против немецких войск на острове Олерон, партизан Михаил Гафт и бывший воин армии Врангеля Иван Троян, княгиня Тамара Волконская, перевязывавшая раненых бойцов Сопротивления и устроившая из своего поместья партизанский лагерь. После войны В.Б.Сосинский был награжден французским военным крестом и несколькими медалями. В первые дни Второй мировой войны В.Б.Сосинский вступил в Иностранный легион. В.Б.Сосинский вместе с другими легионерами попал в плен. Освободившись из плена, Владимир Брониславович принял активное участие в движении Сопротивления.

Вадим Андреев и Владимир Сосинский

Учащийся 7:

Княгиня Зинаида Шаховская – это еще одна русская участница французского Сопротивления. Свою борьбу с фашистами она начала еще в занятой немцами Бельгии, а уже несколько позже ей удалось соединиться в Лондоне со своим мужем Святославом Малевским-Малевичем. Он в это время служил  в рядах армии де Голля, что и стало причиной присоединения княгини к участникам Сопротивления. (См. Приложение 3).Именно здесь она стала журналистом, а уже после окончания войны в качестве военного корреспондента союзных армий побывала во многих немецких  лагерях смерти. Она стала участницей Нюрнбергского процесса, оказывала свою помощь в лагерях для перемещенных лиц в трех оккупационных зонах в Германии и Австрии.

Учащийся 1: Любви Е.Ю.Кузьминой-Караваевой десятки и сотни людей обязаны жизнью – и среди них – дети, очень много детей.

Два треугольника – звезда.
Щит праотца, отца Давида,
Избрание – а не обида,
Великий дар, а не беда.
Израиль, ты опять гоним, –
Но что людская воля злая,
Когда тебе в грозе Синая
Вновь отвечает Элогим!
Пускай же те, на ком печать,
Печать звезды шестиугольной,
Научатся душою вольной
На знак неволи отвечать.

Учащийся 2: Стихотворение «Два треугольника – звезда...» связано с массовыми арестами евреев в Париже в июле 1942 года. Около 7000 человек были загнаны на велодром неподалеку от приюта, устроенного матерью Марией. Благодаря монашескому одеянию мать Мария проникла на стадион, провела там несколько дней, утешая пленных, раздавая им скудную провизию. Сговорившись с французскими мусорщиками, она опускала детей в ящики для мусора, и те вывозили их за пределы велодрома. Остальных ждал Освенцим.

VI. Исследовательская работа в группах «Мать Мария как активный участник Французского Сопротивления времен Второй Мировой войны»

Весь класс разделен на три группы. Для каждой группы дается задание и подборка материалов о материи Марии в период Второй мировой войны. Основная задача каждой группы – выпустить мини-листовку по теме своего задания.

  • 1 группа – деятельность материи Марии как участницы Французского Сопротивления.
  • 2 группа – годы, проведенные в концентрационном лагере.
  • 3 группа – увековечивание памяти о матери Марии после ее смерти.

VII. Презентация работы каждой группы

Представление учащимися выполненных работ и комментарий к ним.

VIII. Итоги

Учитель: «Защищать права ближнего, а не только свои. Не в этом ли истина? И не в этом ли истинный смысл жизни человека на земле?»

На эти вопросы, которые юная Лиза задала своей первой любви, Александру Блоку, нашла ответ Мать Мария. Ответом стала вся ее жизнь. Мученическая, героическая жизнь на земле.

Учащийся 3 (читает стихотворение)

Подвел ко мне, сказал: усынови
Вот этих, – каждого в его заботе.
Пусть будут жить они в твоей крови,
Кость от костей твоих и плоть от плоти.
Дарующий, смотри, я понесла
Их нежную потерянность и гордость,
Их язвинки и ранки без числа,
Упрямую ребяческую твердость.
О, Господи, не дай еще блуждать
Им по путям, где смерть многообразна.
Ты дал мне право, – говорю, как мать,
И на себя приемлю их соблазны.

Учащийся 4 (читает стихотворение).

Господь мой, я жизнь принимала.
Любовно и жарко жила.
Любовно я смерть принимаю.
Вот налита чаша до краю,
К ногам Твоим чаша упала.
Я жизнь пред Тобой разлила.

IX. Рефлексия

Составление синквейна

Мать Мария
Мужественная, православная.
Сражается, побеждает, верует.
Защитник земли русской.
Победитель.

Учитель: Мать Мария – поэт, прозаик, публицист, художник и религиозный философ. Но главное, в чем проявился огромный духовный масштаб ее личности, выражено делом. Митрополит Евлогий, который совершал постриг матушки Марии, вспоминая уже позже об особенностях ее как человека и как монахини, \ в своих воспоминаниях писал: «Мать Мария… поэтесса, журналистка, в прошлом даже член партии социал-революционеров. Характерные черты ее натуры – это необычная энергия, свободолюбивая широта взглядов, дар инициативы и властность». Все это и определило не только ее характер, но и выбор жизненного пути, который она отдала людям, не только самым близким, но и тем, кто был рядом с ней.

Список использованной литературы

  1. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Воспоминания, статьи, очерки: в 2 т. / Е.Ю.Кузьмина-Караваева (мать Мария (Скобцова)). – Paris: YMCA-press, 1992. – 283 с.
  2. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Руфь. – М.: 1991. – 132 с.
  3. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Скифские черепки: стихи / Е.Ю.Кузьмина-Караваева; обл. работы С.Городецкого. – СПб.: Цех поэтов, 1912. – 48 с.
  4. Михайлов О.Н. Мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева) (1891-1945) // Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995. – С. 321.
  5. Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В.Давыдова. – М.: 1993-1999. – С. 152.