Методическая разработка урока «Личный и семейный бюджет» (обществознание/ экономика)

Разделы: История и обществознание, Экономика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: семейный бюджет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

Семейный бюджет – совокупный план доходов и расходов семьи на определенный период времени. Рациональное управление семейным бюджетом – одно из направлений реализации хозяйственно-экономической функции семьи. Сложно отрицать и тот факт, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный и семейный бюджет, более успешны, потому что обладают самоорганизацией, дисциплинированны. Плановое ведение расходов и доходов семьи и своих собственных – это залог финансового благополучия и стабильности, возможности избежать форс-мажорных обстоятельств, создания здорового семейного климата.

Приобретение навыков накопления финансовых средств, контроля за их использованием, планирования семейных расходов, создания «подушки безопасности» - актуальные практико-ориентированные компетентности, которым нужно учиться.

Кроме того, приобретенные школьниками знания и практические умения в процессе изучения темы способствуют социализации и социальной адаптации детей в современном обществе. Применение полученных знаний и умений обеспечивает формирование прочной основы потребительской культуры, дает возможность обучающимся управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться их реализации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика занятия

Объект: учащиеся 10 класса.

Место: г. Тверь и Тверская область.

Название образовательной организации: МБОУ  СШ №19 г. Тверь, МБОУ СОШ №4 г. Тверь, МОУ СОШ №43 г. Тверь, МОУ «Тверской лицей, МБОУ «Старицкая СОШ», МБОУ «Гимназия №2» г. Осташков, МОУ СОШ №1  п.  Селижарово, МОУ «Рамешковская СОШ», МБОУ «Максатихинская СОШ №1», МБОУ «Ново-Ямская СОШ», МКОУ Оленинская ООШ

Участники проекта:

Н.Н. Алиева, заместитель директора по ВР МКОУ Оленинская ООШ
Т.Е. Баранова, заместитель директора по УВР МБОУ СШ №19 г. Тверь
В.В. Климова, учитель истории  и обществознания МБОУ «Старицкая СОШ»
С.Л. Митрякина, учитель математики МБОУ СОШ  №4 г. Тверь
Т.А. Михайлова, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №2» г. Осташков
А.Е. Николаев, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1  п.  Селижарово
О.В. Смирнова, учитель истории и обществознания МОУ «Рамешковская СОШ»
Е.И.  Соснова, учитель истории и обществознания МБОУ «Максатихинская  СОШ №1»
Л.С. Трутнева, учитель обществознания МОУ «Тверской лицей»
Л.А.  Филатова, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43 г. Тверь
Т.М. Шукалина, учитель истории и обществознания МБОУ «Ново-Ямская СОШ им. адмирала Ф.С.Октябрьского»

Консультант: Е.В.Потапова, методист ММЦ.

Название предмета: обществознание.

Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива): урок в разделе «Человек в системе экономических отношений».

Вид деятельности учащихся: практикум.

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 3/2.

Тип занятия: урок-практикум (технология развития критического мышления).

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: мультимедийный комплекс, доступ к сети Интернет, мультимедийная презентация, раздаточные дидактические материалы (рабочие листы для организации групповой работы, «денежные единицы», карточки с заданиями), схема «Графическая зависимость между доходами и расходами семьи».

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник и/ или учебное пособие для учащихся

1) Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. /Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017.

2) Липсиц И.В. «Экономика»: учеб. книга 1/ И.В.Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3) Липсиц И.В. «Экономика»: учеб. книга 2/ И.В.Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

Методические материалы для учителя:

1) И.В. Амосова, Г.Г. Покатович. Бюджетная грамотность. Методическое пособие для учителей. 10 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2017.

2) И.В. Липсиц. Преподавание курса «Введение в экономику»: методическое пособие для преподавателя/ И.В. Липсиц - 10-11 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Цель урока: сформировать представление о рациональном экономическом поведении и его применении в современных экономических условиях.

Предметные образовательные результаты:

  • усвоение базовых понятий: семейный и личный бюджет, источники доходов, статьи расходов;
  • знакомство с законом Энгеля, его применение;
  • усвоение взаимосвязи и зависимости экономических процессов семьи и государства;
  • сопоставление номинальных доходов граждан с реальным уровнем цен;
  • оценка покупательной способности денег и расчет стоимости потребительской корзины.

Метапредметные образовательные результаты:

  • Формирование умения извлекать информацию из предложенных источников;
  • Планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • Демонстрирование умения грамотно излагать и аргументировать собственные выводы;
  • Формирование ответственного понимания собственного экономического поведения;
  • Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от предложенных условий.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Описание учебного процесса. Этапы и типы задания для учащихся

Этап

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

I. Организационный этап

2 минуты

Приветствие учителя. Психолого-эмоциональный настрой

II. Стадия вызова. Актуализация знаний

10 минут

Формулирование темы урока на основе просмотра фрагмента мультфильма («Уроки тетушки Совы»)
Осуществление целеполагания
Определение базовых понятий темы, их повторение

III. Стадия осмысления

27 минут

Решение ситуационных заданий
Выполнение расчетов, заполнение расчетных листов

IV. Стадия рефлексии

3 минуты

Закрепление новых понятий темы
Указание приобретенных практических действий

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание

3 минуты

Подсчет заработанных бонусов-монет
Определение роли индивидуального участия в групповой работе

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

Этапы урока

Метод

Типы заданий, контрольно-измерительных процедур

Оценка достижений учащихся

I. Организационно-мотивационный этап

Методы обеспечения включенности в урок

Выбор лидеров в группах

Самооценка

II. Стадия вызова. Актуализация знаний

Игровой метод (на основе просмотра видеофрагмента)
Создание проблемной ситуации
«Корзина идей»
«Мозговой штурм»

Обсуждение игровой ситуации
Реализация регулятивных УУД  (формулирование темы и цели урока)

Самооценка

III. Стадия осмысления

Исследовательский
Практический
Частично-поисковый
«Корзина идей»
«Мозговой штурм»

Решение ситуационных заданий в процессе индивидуальной и групповой работы
Моделирование ситуаций

Самопроверка
Взаимопроверка

IV. Стадия рефлексии

Методы рефлексии

Формулирование выводов

Самоанализ и самооценка

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Метод систематизации знаний

Формулирование оценочных суждений

Самоанализ и самооценка

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

На уроке использована технология развития критического мышления на основе приемов «мозговой штурм», «корзина идей», «толстых и тонких вопросов».

Использованы методы: проблемного обучения, исследовательский, визуализации (презентация к уроку), частично-поисковый.

Методические приемы: создания и анализа проблемной ситуации, прием статистического и экономического анализа.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формы предметной и метапредметной деятельности учащихся: работа с заданиями, источниками информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное занятие является уроком по разделу «Человек в системе экономических отношений».

Урок смоделирован по типологии уроков-практикумов на основе использования технологии развития критического мышления.

На уроке использованы формы фронтальной, индивидуальной и групповой работы, которые позволяют обеспечить формирование коммуникативных компетентностей обучающихся. Также формированию данной компетентности способствует организация деятельности учащихся с различными источниками информации.

Содержание учебного материала позволило максимально использовать базовые знания учащихся по теме, полученные на ступени основного общего образования.

Урок практико ориентирован, так как учащимся предложено выполнение ситуационных заданий практической направленности. Учащиеся научились вычислять индекс потребительских цен и индекс изменения реального дохода, вывели Закон Энгеля.

Организации продуктивной деятельности на уроке способствовало использование различных активных приемов и методов на основе системно-деятельностного подхода.

Ход урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Липсиц, И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. / И.В.Липсиц, О.И.Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразоват. орг. / О.И.Рязанова, И.В.Липсиц, Е.Б.Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru
4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н.Думная, О.А.Рябова, О.В.Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
6. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
7. Рязанова, О.И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы общеобразоват. орг. / О.И.Рязанова, И.В.Липсиц, Е.Б.Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
8. Липсиц И.В. «Экономика»: учеб. книга 1/ И.В.Липсиц. –  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
9. Липсиц И.В. «Экономика»: учеб. книга 2/ И.В.Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
10. Липсиц И.В. Преподавание курса «Введение в экономику»: методическое пособие для преподавателя/ И.В.Липсиц - 10-11 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
11. Обществознание 10 класс. Базовый уровень. /Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М.: «Просвещение», 2012. 
12. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. /Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. Просвещение, 2012.
13. Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / А.Я.Линьков. 7-е издание. – М.: Вита - Пресс, 2010.
14. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг., экономический профиль. / А.П.Киреев. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

Интернет-источники

1. Сайт для учителей.http://www.semyarastet.ru/razd/dokhody_i_raskhody/
2. «Достаток.ру», сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
3. Cайт журнала «Семейный бюджет». http://www.7budget.ru
4. Сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru
5. Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3 https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM