Классный час для старшеклассников "Правила о наркотиках"

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: классный час


Цели:

  • помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия. Разобрать неблагоприятные последствия употребления психоактивных веществ.
  • показать на конкретных примерах опасность употребления наркотических средств, о наркотической зависимости и ее последствиях;
  • доказать с помощью статистических данных, что речь идет о наркоманической эпидемии, и в первую очередь для подростков;
  • информировать о законах, правовых нормах, действиях правительства, касающихся проблем наркомании.

Задачи:

  • Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
  • Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.
  • Формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Наркотики и здоровье».

Форма проведения:

  • Беседы с последующим обсуждением.
  • Систематическая информационно-просветительская работа по профилактике наркомании.

Подготовка: Профилактическая работа в классе по проблемам наркомании в связи с ее угрозой нашим детям должна проводиться не эпизодически, а систематически, что включает в себя:

  • постоянно действующий «Листок здоровья» с рубриками: «Предупрежден — значит вооружен»; «Глупость, не ведающая страха...»
  • «Служба доверия: поделись — будет легче» (анонимные вопросы);
  • информационный стенд «Враг № 1»;
  • подбор соответствующей литературы;
  • регулярная консультация со школьным психологом, по выявлению детей, входящих в группу риска.

Ход мероприятия

1. Учитель. Сегодня наш классный час будет посвящен наркотикам и последствиям их употребления. Наркотики разрушают и калечат миллионы человеческих жизней каждый год. В мире много говорят о наркотиках – на улицах, в школах, на телевидении, в интернете. Давайте поговорим о том, что нам нужно знать о них, чтобы не дать себя обмануть.

2. Дискуссия «Что такое наркотики и психоактивные вещества» (задание было дано заранее по группам)

Ведущий 1. Что такое наркокультура? Наркотики стали частью культуры в середине прошлого века. Они завоевали популярность благодаря средствам массовой информации, новым направлениям в музыке где-то в 60 годы 20 века. Наркотики вторглись во все сферы общества.

Ведущий 2. Число респондентов, имеющих опыт хотя бы однократного потребления наркотиков в течение жизни, согласно докладу Государственной антинаркотической комиссии о наркоситуации в РФ,

  • В 2017г был оценен в 5,9%, что составляет 8,7млн. человек
  • В 2018г. Был оценен в 5,5%, что составило 8,1млн. человек.

Число респондентов, употребляющих наркотики регулярно или эпизодически

  • В 2017г был оценен в 1,5%, что составляет 2,2 млн. человек
  • В 2018г. Был оценен в 1,3%, что составило 1,9 млн. человек.

Ведущий 1. Возможно, вам известны люди, которые пострадали от наркотиков. Предоставим право выступить 1 группе и познакомить нас с историей появления такого понятия как наркотики.

1 группа

1 ученик. Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos — усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, так как среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризиру - юнее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

2 ученик. Употребление наркотиков первоначально было связано, с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания растений, содержащих наркотические вещества, — так называемых зонах (очагах) первичного наркотизма. Такими зонами являются Азия (Южная, Юго-Восточная, Средняя, Малая), где растут опийный мак и конопля, дающая гашиш; Южная Америка (растение кока, из которого добывается кокаин), Африка (растение кат, близкое к коку).

3 ученик. Много тысяч лет назад наркотики стали использоваться служителями различных религий для достижения состояния мистического экстаза при исполнении культовых обрядов, ритуалов, молебнов. Другой исторически сложившийся тип потребления наркотиков — использование их в лечебных целях, в качестве успокоительных, обезболивающих, снотворных средств. Третий тип — использование эйфоризирующего эффекта наркотиков для того, чтобы впасть в состояние «кайфа».

4 ученик. Резкий толчок распространению наркотиков во всем мире дало бурное развитие в XIX—XX вв. химии, в том числе химии лекарственных веществ. Химиками и фармакологами были получены такие ныне широко известные наркотики, как морфий и героин, различные психостимуляторы. Количество лиц с зависимостью от «новых» наркотиков и полинаркоманией

  • В 2016г составил 46,2 тыс. человек
  • В 2017г составил 50,7 тыс. человек
  • В 2018г составило 52,2 тыс. человек.

Количество человек с зависимостью от психостимуляторов

  • В 2016г составил 14,4 тыс. человек
  • В 2017г составил 16,7 тыс. человек
  • В 2018г составило 17,8 тыс. человек.

1 ученик. В настоящее время, изменение структуры потребления психоактивных веществ с увеличением доли «новых» видов психоактивных веществ синтетического происхождения являются одним из основных проблемных вопросов, касающихся в первую очередь молодых людей.

Ведущий 2 Спасибо ребятам 1 группы за предоставленную информацию. Предоставим слово 2 группе. Ребята должны были ответить на вопрос: «Почему люди принимают наркотики?

1 ученик. Как мы выяснили из источников: люди принимают наркотики, потому что хотят изменить что-то в своей жизни. Вот лишь некоторые причины употребления наркотиков, которые называют молодые люди:

- Чтобы быть в компании на одной волне с другими;

- Чтобы расслабиться или «отключиться»;

- Чтобы выглядеть взрослее;

- В качестве протеста;

- Просто попробовать.

2 ученик. Наивно думать, что наркотики могут решить их проблемы. Со временем наркотики для них становятся гораздо более серьезной проблемой. Поверьте, что последствия употребления наркотиков намного хуже, чем проблемы, которые человек хотел решить с их помощью. Как бы ни было трудно нам решать свои проблемы (отношение с родителями, неполадки в учебе, испортились отношения со сверстниками, расстались с любимой девушкой или парнем) ни в коем случае не решайте их с помощью наркотиков.

3 ученик. Хочу привести вам выдержку из одного журнала:

«>На протяжении всего времени, пока я употреблял наркотики, то думал, что у меня все под контролем и жизнь прекрасна. Но я разрушил все, что построил в своей жизни и за что боролся. Я порвал со всеми своими друзьями, не употреблявшими наркотики, и со своей семьей. Так среди моих друзей остались только те, кто употреблял их. Каждый новый день моей жизни был посвящен только одному: я думал, как раздобыть денег на очередную дозу. Я делал все возможное, чтобы дорваться до амфетаминов, - больше в моей жизни ничего не существовало…»

Ведущий 1 Спасибо ребятам 2 группы за предоставленную информацию. Предоставим слово 3 группе. Ребята должны были найти информацию о наиболее распространенном нелегально наркотике в мире - марихуане и его последствиям употребления.

1 ученик. Каннабис – это любой из различных видов наркотиков, производимых из конопли, включая марихуану и гашиш. Это одно из пяти самых распространенных веществ, вызывающих зависимость. Например, среди людей, обращающихся в реабилитационные учреждения США, 16% зависимы от марихуаны. Уличные названия:

- План;

- Травка;

- Дурь;

- Пластилин;

- Бошки;

- Укроп;

- Шишки.

2 ученик. В наши дни марихуана оказывает более сильное воздействие, чем в былые времена. Благодаря новым способам выращивания и отбору семян производится более мощный наркотик. В результате резко возросло число молодых людей любителей марихуаны, попадающие в пункты неотложной помощи.

3 ученик. Последствия употребления.

  • нарушение координации движения и искажение чувства времени;
  • нарушение зрительных и слуховых восприятий, покраснение глаз;
  • бессонница;
  • чрезмерно большой аппетит и расслабление мышц;
  • учащается пульс.

К тому же в первый час после приема марихуаны риск сердечного приступа может возрасти в 5 раз. Успеваемость в школе падает следствии нарушения памяти и ослаблению способности решать задачи.

4 ученик. Длительное употребление может привести к повреждению легких и сердца, вызвать бронхит, кашель и свист при дыхании. Может вызвать психоз. Ослабляет способность организма бороться с легочными инфекциями и рядом других заболеваний.

Ведущий 2. Спасибо ребятам 3 группы за предоставленную информацию. Наиболее используемым на Руси наркотическим веществом является алкоголь. Согласно онлайн – библиотеке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уровень потребления алкоголя среди взрослых снизился с 18 литров в 2007году до 11,1 литров в 2017году.

Ведущий 1. Предоставим 4 группе ознакомить нас с последствиями этой пагубной привычки.

1 ученик. Алкоголь подавляет вашу центральную нервную систему (головной и спинной мозг), снижает моральные ограничители и ухудшает способность к суждению. Прием алкоголя в больших дозах может привести к коме и даже смерти.

2 ученик. Последствия употребления. Ощущение тепла, покраснение кожи, нарушение координации движений, невнятная речь, утрата осознания происходящего и потеря памяти. Уличные названия:

- Бухло;

- Пойло;

- Синька;

- Алкашка.

3 ученик. Последствия длительного применения. Приводит к ухудшению физического здоровья, в том числе к разрушению печени, повышению риска сердечных заболеваний. Женщина может родить ребенка с отклонениями в развитии сердца, мозга и других органов.

Ведущий 1. Я предлагаю поговорить о синтетических наркотиках. Они производятся из искусственных химических веществ. Синтетические наркотики, известны как «дизайнерские наркотики», включают в себя синтетическую марихуану (спайс или К2), синтетические стимуляторы (соли для ванн и N-bomb). Это полученные химическим путем разновидности запрещенных наркотиков, которые были немного изменены, чтобы не попадать в категорию запрещенных.

Ведущий 2. Уличные названия:

- Спайс;

- Соль;

- Синтетика;

- Метель;

- Быстрый;

- Феи.

Это позволяет продавцам наркотиков продавать их через интернет или магазины, формально не нарушая закон и получая прибыль. Когда «дизайнерский наркотик» становится запрещенным, химик опять его изменяет. Это повторяется снова и снова.

Ведущий 1. По причине того, что вещества, используемые при изготовлении наркотиков, постоянно меняются, потребители не знают, что содержится в наркотике и какие эффекты он окажет. Последствия употребления:

  • Галлюцинации и иллюзии;
  • Замешательство и дезориентация;
  • Психоз и мысли о самоубийстве;
  • Очень сильное возбуждение и беспокойство;
  • Приступы паники;
  • Депрессия;
  • Бессонница;
  • Жестокое поведение.

Ведущий 2. Также последствиями употребления являются: головные боли, тошнота, рвота, диарея, сильное потоотделение, сильный жар, нарушение работы почек, сердечные приступы, кровоизлияние в мозг.

Ведущий 1. Мы предоставляем слово 4 группе.

1 ученик. Я расскажу вам о синтетическом наркотике, который производят в лабораторных условиях, – Экстази. Уличные названия:

  • Таблы / таблетки;
  • Круглые;
  • Колеса;
  • Шайба / шайбы.

Экстази – наркотик, по своему действию сходный с галлюциногенами и стимуляторами. Таблетки экстази бывают различного цвета, иногда на них изображаются улыбающиеся рожицы.

Ученик 2. Последствия употребления:

- Ухудшение мыслительной способности;

- Депрессия;

- Проблемы со сном;

- Параноя;

- Страстное желание принять еще дозу;

- Затуманенное зрение;

- Тошнота;

- Непроизвольное скрежетание зубами.

Последствия более длительного употребления причиняет необратимый вред мозгу, ухудшая мыслительные способности и способность к суждению. Некоторые подростки умерли после первого применения экстази.

Ученик 3. Хочу привести вам выдержку из одного журнала: «Экстази сделал из меня сумашедшую. Как-то раз я взяла и укусила бокал, как будто это было яблоко. Я поняла, что происходит, только тогда, когда набила полный рот осколками этого бокала. В другой раз я в течение часа грызла свою одежду…»

Ведущий 1. Молодцы, ребята. Предоставим право выступить следующей группе и узнаем еще об одном виде наркотика – кокаине.

1 ученик. Кокаин - это наркотик в виде порошка. Этот же наркотик в виде кристаллов называют крэком. Уличные названия:

- Кокс;

- Муха;

- Марафет.

Последствия употребления вызывают кратковременные вспышки «кайфа», вслед за которыми немедленно следуют приступы сильной депрессии, состояние нервозности и непреодолимого желания принять еще дозу. Те, кто употреблял кокаин, не могут нормально есть и спать. У них может наблюдаться учащенное сердцебиение, мышечные спазмы и судороги.

2 ученик. Часто они так же впадают в состояние паранойи, испытывают гнев, враждебность и беспокойство, даже когда не находятся под действием наркотика. А, если длительное применение данного наркотика, то все перечисленные выше симптомы усиливаются, кроме этого возникают слуховые галлюцинации, перепады настроения. Человек может пойти даже на убийство ради очередной дозы или покончить с собой.

Ведущий 2. Молодцы ребята. Предоставим слово ребятам, которые нам расскажут еще об одном опасном препарате - первитине. Оборот и применение, которого на территории Российской Федерации запрещен.

Ученик 1. Первитин – это форма метамфетамина, напоминающая маленькие частички стекла или блестящие бело-голубые камешки. На улицах его называют

- Лед;

- Кристалл;

- Стекло.

Этот наркотик представляет собой мощный и вызывающий зависимость синтетический стимулятор, приводящий к агрессии. Это один из тех наркотиков, зависимость от которого лечится труднее всего.

Ученик 2. Последствия употребления:

- Нарушенный сон;

- Гиперактивность;

- Тошнота;

- Мания величия;

- Возрастающая агрессивность и раздражительность.

- ослабление чувства голода и в последствии сильную потерю веса;

- Галлюцинации;

- беспокойство и паранойя.

Ученик 3. Хочу привести вам выдержку из одного журнала: «Я выбрал первитин, хотя пробовал и другие наркотики - недорогие, легкодоступны, быстро вызывают зависимость и простые в употреблении. Его я попробовал один раз и-Бах! Я тут же пристрастился. И самое главное в моей жизни, чему этот наркотик нанес самый большой вред, была моя музыкальная карьера. Все изменилось с тех пор, как я подсел на винт. Я стался один. У меня была классная группа с прекрасным репертуаром, в ней играли замечательные ребята, которые были не просто музыкантами, но и моими друзьями. Я все потерял…»

Ведущий 1. Кроме тех наркотиков, которые мы с вами перечислили, есть – ингалянты. Уличные названия:

- Клей;

- Веселящий газ;

- Закись азота.

Мы думаем, вы слышали об этом. Болезненное пристрастие к употреблению токсичных для организма веществ – токсикомания. Ингалянты воздействуют на мозг. Они вызывают кислородное голодание организма, заставляя сердце биться сильнее, нарушая обычный ритм сердца.

Ведущий 2. Люди, принимающие ингалянты, могут потерять обоняние, страдают от тошноты, носовых кровотечений, у них могут развиться заболевания легких, печени и почек. Ингалянты могут сделать людей неспособными нормально ходить, говорить и мыслить. Самый большой вред они наносят мозгу, всасываясь непосредственно через носовые пазухи.

Учитель: Применять наркотические вещества — значит испытывать судьбу, заглядывать в потусторонний мир наркомании. Скорость формирования наркозависимости определяется не только дозой, но и суммарным количеством наркотика, воздействие которого претерпел мозг в течение курса применения этого вещества.

Ведущий 1. Мы предлагаем вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой.

Ведущий 2. Мы надеемся на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках. Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

Ведущий 1. На последок, я прочту вам стихотворение Сергея Михалкова «Мак»

Источник зла, владеющий дурманом,
Для слабых духом беспощадный враг,
Он хорошо известен наркоманам –
Тот, только с виду безобидный, мак.
По-разному цветут и сорняки, и злаки,
Но более всего весной красивы маки,
Когда они в цвету, как факелы, горят,
В своих коробочках накапливая яд.

Учитель. Вы очень хорошо сегодня работали. Теперь давайте скажем, что на этом уроке для вас оказалось интересным и полезным.

- К чему приводит употребление наркотиков?

- Как вы думаете, могут ли наркотики и токсикомания лишить чего-то человека?

- Какие основные жизненные ценности человека вы знаете?

(дети по желанию высказывают свои мысли)

Спасибо, ребята. Надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром.