Урок литературного чтения по программе «Планета знаний». Русская сказка «Находчивый солдат». 4-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, Русская сказка «Находчивый солдат»


Тип урока: урок получения новых знаний.

Учебные материалы урока: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М. - 1999; Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2014.

Цель: познакомить учащихся с русской сказкой «Находчивый солдат».

Задачи урока:

  • совершенствовать речевые умения и навыки;
  • формировать навык правильного выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание;
  • расширить и обогатить представление учащихся об истории нашей Родины;
  • способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, милосердие и доброта;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Предметные результаты: расширить представление учащихся о такой форме устного народного творчества, как сказка.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности; самостоятельно определять последовательность выполнения действий.
  • Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
  • Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при групповой или коллективной работе; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям; обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

Оборудование для учащихся: листы бумаги, ручки, карточки для орфографической работы.

Зрительный ряд: презентация учителя.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

I. Организационный момент (1 мин).

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Проверьте свою готовность.

Приветствуют гостей.

II. Проверка д/з. (4 мин)

- С каким произведением мы работали на предыдущих уроках?
- Какое задание вы выполняли дома? (Стр. 34 № 4: «Найди в сказке выражения, сочетания слов, которые используются и в других русских народных сказках.»)

Ответы учащихся.

III. Введение в тему урока. (7 мин)

Актуализация знаний и постановка проблемы

 

- Сегодня на уроке мы попробуем найти в новом произведении выражения, сочетания слов, о которых шла речь в д/з. Произведение новое, а вот один из главных героев вам знаком. Кто это? (На доске портрет Петра I). (Слайд 1)
- Ученица нашего класса заранее получила индивидуальное д/з. Она подготовила мини-проект о Петре I.
- Что нового вы узнали о царе?
- Полученные знания вы сможете применить сегодня на уроке во время групповой работы.

Ответы учащихся.

Ученица представляет мини-проект, в котором внимание сконцентрировано на личных качествах характера Петра I. (Презентация ученицы 4 класса).
Ответы учащихся.

 

Словарная разминка.

 

 

(На доске слайд 2) Презентация
простое решение - (легкое, быстрое решение)
простой человек - (открытый, обыкновенный, бесхитростный, естественный человек)
простое платье - (типичное, незамысловатое, обыкновенное платье)

- Подбери синонимы к словосочетаниям.

- Как вы думаете, имеют ли эти выражения отношение к Петру I?

 

Ответы учащихся: подбирают синонимы к словосочетаниям.
Размышляют, высказывают своё мнение.

IV. Объявление цели урока (1 мин)

- Сегодня мы познакомимся с русской сказкой «Находчивый солдат». (Слайд 3)

 

V. Знакомство с произведением. (8 мин)

Совместное «открытие» знаний.

- Послушайте русскую сказку «Находчивый солдат». Ваша задача: внимательно слушать и подумать, почему сказка названа в честь солдата, а не царя. (Первое чтение учителем). (Слайд 4)
- Вам понравилась сказка?
- Чем именно?
- Почему сказка называется «Находчивый солдат»?
- Как царь Пётр узнавал, что делается вокруг?
- Что такое «питейное заведение»?
- С кем разговорился царь?
- Кем представился солдату царь Пётр?
- Хороша ли была воинская дисциплина в полку? Почему?
- Зачем царь приехал в полк?
- Как вышел из сложившейся ситуации солдат?
- Всё ли было понятно?
- О том, что было непонятно, поговорим после физкультминутки.

Учащиеся слушают чтение русской сказки «Находчивый солдат».
Учитель читает.

 

Ответы учащихся.

V. Физкультминутка
(1 мин)

Звучит песня «Идёт солдат по городу…».

Дети под музыку выполняют ритмичные движения.

VI. Работа с текстом в группах (8 мин)

Совместное применение знаний.

- Класс разбит на 3 рабочие группы. Сейчас вы будете читать произведение самостоятельно, выполняя задания.
1 группа
- У вас на столах много книг, которые могут понадобиться вам для работы. Вы должны внимательно читать сказку и выписывать непонятные слова. Найдите информацию, которая поможет вам объяснить непонятные слова.

 

 

У учащихся группы на столах лежат различные словари, листки бумаги. Читают, выписывая сложные для восприятия слова. Находят толкование в словарях.

2 группа
- Стр. 37 №3. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику Петру I.
Читают, записывают характеристику на листках.
3 группа
- Стр. 37 № 2. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику солдату.
Читают, записывают характеристику на листках.

VII. Словарная работа (5 мин)

- С какой группы начнём?
- Без словарной работы мы упустим важные детали содержания сказки. Какой словарь вам понадобился для работы?
- Почему?
- Итак, первая группа по очереди озвучивает нам сложные для понимания слова.

 

Учащиеся читают слова и дают им объяснение, пользуясь толковым словарём.

 

IX. Выборочное чтение. (8 мин)

- Вторая группа даёт нам характеристику царя Петра.
- Третья группа даёт характеристику солдата.

Учащиеся дают характеристику героям сказки.

X. Домашнее задание (1 мин)

- Завтра на уроке мы отправимся в театр! А актёрами будете вы.
- Догадайтесь, какое будет д/з. (Чтение сказки по ролям)

Записывают д/з.

XI. Итог урока. Рефлексия (1 мин)

- Наш урок окончен. Что понравилось вам на уроке?
- Вы работали хорошо и дружно.

Ответы учащихся.
Оценки за урок.

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.-1999.
  2. Кац Э.Э. «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.
  3. Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
  4. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.