Самостоятельная работа на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Разделы: Математика

Классы: 6, 7

Ключевые слова: математика, ФГОС, самостоятельная работа


Основная задача цивилизации – научить человека мыслить.
Т.А.Эдисон

Введение

В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке учащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретёнными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. В настоящее время, когда развитие науки и техники проходит чрезвычайно быстро, когда делаются всё новые и новые научные открытия, когда появляются неизвестные ранее отрасли науки, техники, экономики, когда невозможно даже предугадать всю совокупность знаний, которыми должно владеть поколение людей, работающих в следующих десятилетиях, исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями, к изучению научной, технической и экономической литературы.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для учителей математики. Её решение важно ещё и стой точки зрения, что для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся. Для этого требуется научить школьников учиться, научить самостоятельно овладевать знаниями. Поскольку специально для учащихся не издаётся литературы, где бы излагались вопросы о том, как решать задачу, как работать с книгой, как рационально организовать подготовку домашней работы и т. д., все эти вопросы должен помочь ученику решить учитель. Конечно, процесс формирования у учащегося умения самостоятельно работать должен начинаться с Ι  класса, безусловно, на разных уровнях.

На каждом уроке учителю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на этом уроке ученик. Безусловно, самостоятельная работа не только потребует от учащихся определённых математических знаний и настойчивости, но и даст им возможность почувствовать огромную радость самостоятельного открытия. Всё это поможет им лучше подготовиться к экзаменам по математике.

Одной из основных задач обучения и ликвидации возникающих проблем,  вызванных применением традиционных методик, является задача научить учащихся учиться, привить им умения самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться, от её решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.

Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественного цикла, а так же развитие логического мышления при обучении гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Важнейшей особенностью организации учебного процесса в условиях всеобщего среднего образования является ориентация на безусловное достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки, зафиксированного в программе по математике. Планирование обязательных результатов обучения включает в себя постоянный контроль по их достижению, оказание эффективной помощи отстающим. Но вместе с тем, нельзя ограничивать обучение всех учащихся минимальным уровнем обязательных требований: важно стремиться к более полному раскрытию математических способностей школьников.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача учителя – выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы самостоятельной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

В общей системе учебно-воспитательного процесса самостоятельность учащихся столь значима, что без неё не могут быть достигнуты общественно – и личностно обусловленные цели обучения. Целью своей педагогической деятельности считаю: воспитание самостоятельности у учащихся. Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

  • организовать процесс обучения таким образом, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к самостоятельному добыванию знаний и овладению умениями и навыками;
  • выработать у учащихся способность и потребность действовать самостоятельно;
  • способствовать эффективному развитию учебного процесса посредством самостоятельной работы учащихся на уроке.

Виды самостоятельных работ на уроках математики.

Обучающие самостоятельные работы.

В практике многих учителей широко используется самостоятельная работа учащихся. Она проводится почти на каждом уроке в пределах 7-15 мин. Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях учащихся и своевременно устраняет их. От занесения в классный журнал оценок "2" и "3" можно пока воздержаться (выставляя их в тетради или дневнике учащегося). Если самостоятельная работа носит контролирующий характер, то в журнал выставляются все оценки. Такая система оценивания является достаточно гуманной, хорошо мобилизует учащихся, помогает им лучше осмысливать свои затруднения и преодолевать их, способствует повышению качества знаний. Учащиеся оказываются лучше подготовленными к контрольной работе, у них исчезает страх перед такой работой, боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных оценок, как правило, резко сокращается. У учащихся вырабатывается положительное отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени урока.

Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет, как мне кажется, недостаток, связанный с пассивностью учеников, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. При этом учащиеся, могут списывать с доски, ничего не понимая, отвлекаться или заниматься посторонними делами. Учитель же занят объяснением и в процессе этого может следить только за дисциплиной, а не за качеством освоения материала.

Анализируя свой опыт работы, сделала вывод, что при изучении нового материала больше половины уроков преобладает усвоение учащимися готовых знаний; абсолютное большинство самостоятельных работ приходится на закрепление пройденного материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Поэтому в практике своей решила увеличить число самостоятельных работ, которые:

  • готовят учащихся к изучению нового материала;
  • содержат новую для учеников информацию.

Изложение любого теоретического вопроса курса математики опирается на ранее изученный материал, строится на известных учащимся фактах, правилах, выводах, которые являются частью новой информации. Это позволяет начать урок не с объяснения учителя, а с самостоятельной работы учащихся. Она не должна быть большой. В ходе ее выполнения я могу внести дополнительные разъяснения. Упражнения к таким работам составляю так, чтобы в процессе их выполнения школьники:

  • повторили определения, правила, математические факты, знание которых необходимо для понимания нового материала;
  • выполнили ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила;
  • предугадали существование неизвестного для них алгоритма, формулы, понятия.

Таким образом, в процессе упражнений ученики уже изучают новый пункт программы. Во время проверки работы делаем вместе с учениками обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение. Приведу примеры.