Методическая разработка урока «Информационный объем растровых изображений». 7-й класс (ФГОС)

Разделы: Информатика

Класс: 7

Ключевые слова: растровая графика


Цель урока: деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  • обучающие: рассмотрение основных понятий по теме (глубина цвета, цветовая модель, палитра, пиксель, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор); формирование умения рассчитывать объем памяти, требуемый для хранения растрового изображения; расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера; формирование представлений о пространственном разрешении монитора;
  • развивающие: развитие универсальных учебных действий, внимания, наблюдательности, умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы.
  • воспитательные: воспитание навыков работы в группах, ответственности за совместную работу; воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Планируемые результаты:

  • предметные: систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора, умение оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения растрового изображения);
  • метапредметные: умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
  • личностные: способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.

Оборудование: проектор, файлы «Презентация к уроку», «Практическая работа», «Задачник», «Зачет», видеоролик «Почемучка Изображения на экране монитора».

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднений.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация проекта выхода из затруднения.
  6. Первичное закрепление во внешней речи. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний.
  9. Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Деятельность учителя: приветствие учащихся.

Демонстрация презентации «Приложение 1» слайд 2.

- Один из пользователей сети Интернет обратился с вопросом: «Почему принтер epson l 800 при отправке в печать из фотошопа долго думает перед тем как напечатать?

Поставили последний лицензионный фотошоп, работает все, а отправка на печать и свойства печати очень долго открываются. Система чистая, новый комп с windows 8.1, конечно загружал какие то обновления по началу сам из интернета, отключила. Чистила ccleaner, не помогает.... в чем может быть причина?»

Подумайте, а позже мы вернемся к этому вопросу.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Деятельность учителя: Демонстрация презентации «Приложение 1» слайд 3

- Сережа в текстовом редакторе напечатал предложение из 140 символов: «Растровое изображение представляет собой сетку пикселей (цветных точек) на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах.» (ВикипедиЯ).

Какой минимальный объем памяти компьютера требуется для хранения этого предложения?

Для ввода текста используется 256 символьный алфавит.

Составьте формулы, с помощью которых вы рассчитали объем сообщения. Что обозначает каждая буква?

Деятельность учащихся: Выполняют задание: 140 байт. Записывают на доске формулы, поясняют назначение букв.

Деятельность учителя: Демонстрация презентации «Приложение 1» слайд 4

- Сережа нарисовал смайлик в программе Paint и вставил его в документ. Какой минимальный объем памяти требуется для хранения такого документа?

Деятельность учащихся: Затрудняются в выполнении задания.

3. Выявление места и причины затруднений.

Деятельность учителя: - Какое задание вы должны выполнить?

Деятельность учащихся: - Определить минимальный объем памяти, требуемый для хранения документа?

Деятельность учителя: - В каком месте у вас возникло затруднение?

Деятельность учащихся: - Не можем определить объем памяти для хранения рисунка.

Деятельность учителя: - Почему не справились с заданием?

Деятельность учащихся: - Не знаем формул для расчета

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя: − Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности?

Деятельность учащихся: − Научиться вычислять объем памяти, необходимый для хранения изображения, познакомиться с необходимыми формулами.

Деятельность учителя: − Сформулируйте тему урока.

Деятельность учащихся: − Информационный объем изображения.

Деятельность учителя: − Что вам может помочь в достижении цели?

Деятельность учащихся: − Известные факты, знания предыдущих уроков, практическая работа и т.п.

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя: − Для решения проблемы проведем эксперимент, выполните практическую работу (файл «Приложение 2», презентация «Приложение 1» слайд 5).

Деятельность учащихся: Работают в группах. Выполняют практическую работу за компьютерами, записывают результаты в специальный бланк. Затем заносят в таблицу на доске. 

Практическая работа «Информационный объем изображения».

Файл

Размер рисунка
в пикселях

Тип файла/
цветность

Информационный объем файла
в Кбайтах

Выводы

Рис 1

200*200

Монохромный
(черно-белый)

 

Информационный объем изображения зависит от

Рис 2

400*400

Монохромный
(черно-белый)

 

Рис 3

400*400

256-цветный рисунок

 

Информационный объем изображения зависит от

Рис 4

400*400

16-цветный рисунок

 

Деятельность учителя: − От чего зависит информационный объем изображения?

− От количества точек в изображении, от количества цветов.

Деятельность учителя: − Зависит ли объем файла от того, что именно нарисовано? У всех были одинаковые рисунки?

Деятельность учащихся: − Не зависит.

Деятельность учителя: − На слайде записаны величины. Введите обозначения и составьте формулы для определения объема рисунка (Приложение 1, слайд 6).

Деятельность учащихся: Вводят обозначения. Составляют формулы. Записывают в тетрадь.

6. Первичное закрепление во внешней речи. Физкультминутка. Изучение дополнительного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

− Проверьте, работают ли эти формулы. Рассчитайте объем последнего рисунка, сверьте со значением в таблице, полученным практическим путем.
Небольшие расхождения в значениях связаны с особенностью хранения информации в памяти компьютера. Мы рассчитали минимальный объем памяти, необходимый для хранения изображения.
− Как рассчитать, какой минимальный объем памяти требуется для Сережиного документа.

Физкультминутка

− На одном из форумов был задан такой вопрос: «При запуске игры нет изображения, т. е. просто черный экран. Почему?».

 

− Монитор и видеокарта образуют видеосистему компьютера… (Приложение 1, слайд 9).

Далее демонстрируется фрагмент мультфильма «Почемучка». (3 сезон, 26 серия «Как работает монитор»).
Фрагмент мультфильма можно посмотреть / скачать по ссылкам:
https://yadi.sk/i/HFMmOiJvi4eN8
https://yadi.sk/i/Jk-Uf8UYi4eJE

Один учащийся выполняет расчеты у доски с проговариванием, остальные работают в тетрадях.

(78,2 Кб на практике, 78,125 Кб по расчетам)

 

− Рассчитать объем памяти, необходимый для хранения рисунка, и сложить с объемом памяти, необходимым для хранения текста.
Высказывают свои предположения: большой объем картинки, не хватает памяти, неправильно работает видеокарта, переустановить драйвер и т.п.
Ключевое слово «видеокарта».

 

Изучают информацию на слайде.

 

 

 

 

 

Изучают информацию в видеоролике:
цветовая модель RGB, пиксель на экране монитора, как работает ЖК-монитор, разрешение монитора.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно работают с электронным задачником (файл «Приложение 3»).

В тетрадях на печатной основе решают задачу, затем проверяют решение по образцу.

№ 134, №136 (изменено количество цветов, так как решали у доски с 16 цветным рисунком), № 146, № 150 в режиме зачета

Учащиеся, быстро справившиеся с заданиями задачника, работают в режиме зачета (файл «Приложение 4»).

8. Включение в систему знаний.

Деятельность учителя: − Вернемся к вопросу, заданному пользователем сети: «Почему принтер при отправке в печать из Photoshop долго думает, перед тем как напечатать?» Как вы ответите на этот вопрос.

− Где вы сможете применить полученные знания?

− Какие задания вы теперь сможете выполнять?

9. Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание.

Домашнее задание:

  • п. 3.1, рабочая тетрадь № 128, 129, 131, 132
  • по выбору № 143, № 144 в рабочей тетради
  • или рассчитать объем видеопамяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора вашего компьютера, определив разрешение монитора, глубину цвета, рассчитать используемое количество цветов.

Рефлексия

Зачеркни ненужное

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7. На уроке было интересно узнать __________________
8. Было трудно выполнять_________________________
9. Я научился…_________________________________

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Информатика: учебник для 7 класса ФГОС/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

2. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса ФГОС/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

3. Мультфильм «Почемучка», 3 сезон, 26 серия «Как работает монитор».