Веб-квест на уроках литературы как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: веб-квест, С.А. Есенин


Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Любому обществу нужны одарённые люди, креативные и любознательные, самостоятельные и ответственные, обладающие коммуникативными умениями и отличающиеся мобильностью. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свой творческий потенциал. Поэтому так важно именно в школе вывести детей на дорогу поиска, творчества, чтобы помочь им наиболее полно раскрыть свои способности. Одна из главных задач современной школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в информационном пространстве является целенаправленное включение современных информационных средств в учебный процесс.

Среди современных педагогических технологий сегодня достойное место занимает технология веб-квестов. Веб-квест (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества. В ходе работы над веб-квестом у обучающихся формируются навыки социального поведения, коллективной работы в командах, расширяются знания об окружающем мире и умения интерактивно использовать информационные технологии и новые социальные сервисы Интернета; ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность, которая создаёт творческую среду для познавательной активности. Кроме того, веб-квест включает школьников в процесс решения проблемных и развивающих задач, что способствует развитию у детей различных видов мышления, и это активизирует процесс развития личности в целом.

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, находится на различных веб-сайтах. Обучающимся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются педагогом, а часть они могут найти самостоятельно, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Преимуществами веб-квестов является то, что они помогают организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность, способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем, дают возможность осуществлять индивидуальный подход, мотивируют обучающихся к изучению нового материала, помогают организовать работу в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени.

При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

- использование информационных технологий для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов и др.);

- самообучение и самоорганизация;

- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

- навык публичных выступлений.

Технология веб-квестов позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. В процессе творческой работы учащиеся получают не готовые знания, а сами вовлечены в поисковую деятельность.

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

 - вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения обучающихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции;

 - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Следует отметить, что технология веб-квестов носит интегрированный характер, объединяет идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ.

Составными частями веб-квеста являются:

  1. Введение.
  2. Задания для исследования (исследовательская часть).
  3. Ресурсы.
  4. Описание процесса выполнения задания.
  5. Презентация.
  6. Оценка.

Работа над веб-квестом включает несколько этапов. На начальном этапе обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, распределяют роли в команде (группе). На ролевом этапе идёт индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются презентационными материалами для достижения общей цели. На заключительном этапе по результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс (презентация) выполненных работ, анализ работы с вопросами, дискуссией.

Приведем пример использования технологии веб-квеста при изучении литературы, в частности творчества Сергея Есенина. Предложенный веб-квест нацелен на подготовку восприятия лирики Сергея Есенина и может быть использован на первых уроках по творчеству поэта.

1. Введение

Вы уже немного знакомы с творчеством Сергея Есенина. Какие стихотворения этого поэта вам известны?

"Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком", - писал о поэте М.Горький. В творчестве С.А.Есенина за строками, полными радости и грусти, нам открывается истинно русский поэт, самобытная и интересная личность с чертами необычного характера. Каковы же истоки его творчества? Вам интересно? Тогда – в путь!

2. Задания для исследования (исследовательская часть)

Группа 1. Биографы. Задача: собрать информацию о поэте из различных источников, проанализировать её, выделить ключевые слова, распределить информацию по группам, составить интеллект-карту " Сергей Есенин".

Группа 2. Журналисты. Задача: cобрать и проанализировать информацию о жизни и творчестве С.А.Есенина, выбрать наиболее интересные моменты, представить в виде интервью с поэтом.

Группа 3. Географы. Задача: найти на карте города, где жил или которые посещал Сергей Есенин. Какие важные события в жизни и творчестве поэта связаны с этими географическими местами? Составить свою карту есенинских мест или план прогулки по местам С.Есенина.

Группа 4. Экскурсоводы. Задача: совершить виртуальную экскурсию в Государственный музей-заповедник С.А.Есенина. Что бросилось в глаза, оставило впечатление? Создать путеводитель по музею.

Группа 5. Литературоведы. Задача: собрать информацию об имажинизме как литературном направлении, записать в виде тезисов позицию имажинистов.

3. Ресурсы

  1. http://esenin-lit.ru
  2. http://www.ser-esenin.ru/ (биография, фото, произведения)
  3. http://esenin.niv.ru/ (автобиография, биография, письма, документы, дом-музей, семья, фото, произведения)
  4. http://museum-esenin.ru (история села Константиново, биография, творчество, фото, видео, издания, документы)
  5. http://s-a-esenin.ru (электронная библиотека о Сергее Есенине)
  6. https://culttourism.ru/list/esenin.html (карта, список есенинских мест).

4. Описание процесса выполнения задания

1. Организуйте работу команды в зависимости от выбранной роли.
2. Изучите список интернет-ресурсов.
3. Составьте план поиска информации по своей роли.
4. Исследуйте информационные ресурсы.
5. Обсудите результаты исследования в команде.
6. Отберите нужную информацию.
7. Подготовьте отчёт в зависимости от задания. Будьте готовы ответить на вопросы класса и учителя.

5. Презентация результатов командной работы

6. Оценка. Описание критериев оценивания. Примерные критерии

Критерий

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания.

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие работы по данной теме.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения группы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Информация просто скопирована из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

На данном этапе уместна также рефлексия: как вы поработали? Что получилось? Что вы могли бы сделать лучше? И т.п.

7. Заключение

Вы сегодня узнали очень много о личности и жизни Сергея Есенина. Теперь мы можем приступать к изучению его творчества.

Создание веб-квеста - это сложная и кропотливая, но очень своевременная и полезная работа, которая позволяет ученикам делать открытия, а не просто усваивать информацию; развивает критическое мышление, повышает мотивацию приобретения знаний. А мотивация учащихся к непрерывному обучению в течение всей жизни очень важна для обучения будущего.

Литература

1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

4. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся https://urok.1sept.ru/articles/513088/