Использование интенсивных методов обучения иностранному языку в классах начальной школы

Разделы: Иностранные языки

Классы: 1, 2, 3, 4


В последнее десятилетие Россия находится под влиянием различных социальных преобразований общества, которые требуют знаний не только по естественнонаучным дисциплинам, но и возможность коммуникации с окружающими, к которым относится иностранный язык. В соответствии с социальным заказом общества идёт перестройка всего школьного образования, изменяется его содержание, формы и методы обучения. Всё большая необходимость появляется у школьников быстро осваивать иностранный язык и поэтому встаёт вопрос об ускорении обучения.

Особый вклад в развитие проблемы раннего обучения младших школьников иностранным языкам в отечественной педагогике и психологии принадлежит Л.И. Белиной, М. 3. Биболетовой, И.Л. Бим, И.Н. Верещагиной, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьеву, Е.И. Негневицкой, З.Н. Никитенко и С.М. Никоновой [1, с.34].

Улучшением процесса образования при обучении иностранному языку в начальной школе является его интенсификация.

Интенсификация процесса обучения – это система технологических приёмов, которая позволяет задействовать резервные возможности личности младшего школьника для повышения эффективности образовательного процесса. Предложенный в своих работах Г.К. Лозановым термин интенсификация обозначает инновационное педагогическое направление изучения иностранного языка.

Интенсификация образовательного процесса заключается в продуктивном и рациональном преобразовании процесса обучения, позволяющего повысить продуктивность обучаемости и когнитивных процессов, посредствам специальной тренировки способностей к изучению иностранного языка. Разработка содержания обучения иностранному языку должно осуществляться с учётом психолого - педагогических механизмов запечатления и восприятия, концентрации времени, с опорой на активные методы обучения и современные образовательные подходы (проблемно-проектный метод и компетентностный подход).

Модель интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе рассмотрим на примере курса «English Intensive Course for Children And Their Parents». Особенность содержания заключается в введении лексики крупными блоками на основе сверхзапоминания и цикличное введение нового материала, состоящее из четырёх ступеней.

На первой ступени происходит проблемное знакомство с образовательным стандартом и усвоение учебного материала с формированием мотивов его изучения, самостоятельное формулирование некоторых правил.

Вторая ступень опирается на исследовательскую работу, связанную с выявлением основных особенностей творческого задания и формулировку закономерностей, которые связаны с изучением иностранных языков (правила произношения, правила чтения и письма, правила грамматики).

Третья ступень направлена на конструирование творческого задания для себя или для партнёра, если обучающиеся работают по модели «Я - педагог, ты - школьник», «ты» - педагог, я - школьник». Если же работа с младшими школьниками организована по модели переводчика, то демонстрируют навыки чтения и перевода с родного языка на изучаемый язык и наоборот.

Четвёртая ступень характеризуется моделированием творческой деятельности. Обучающиеся представляют наработанный на конструкторской основе свой творческий материал. И в зависимости от выбранной модели младшие школьники либо работают самостоятельно, либо представляют его партнёру.

Данная модель рассчитана на три года обучения со второго по четвёртый класс начальной школы. Рассмотрим темы, предлагаемые для изучения обучающимся начальной школы. Первый год обучения представлен следующими циклами тем: Мой день рождения; Встреча друзей; Я накрываю на стол и встречаю гостей; Моя семья и моя квартира. Тематика циклов второго года обучения: Давайте вспомним мои летние каникулы! Погода; Мой день; Моя школа; что я люблю. Темы третьего года обучения: В аэропорту; В гостинице; Мой любимый город; В кафе; Мои покупки.

Важно отметить, что такая особенность выделения тем, их порядок и объём изучения является, по нашему мнению, интересными и значимыми для детей младшего школьного возраста.

Организационные формы модели интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе: классно-урочная; индивидуальная и групповая; парная.

При организации педагогических условий интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе изменяется типология уроков и отличается от традиционного обучения. Данные отличия проявляются в появлении таких уроков как: урок введения и сверх запоминания новой лексики; урок аудирования и чтения; урок аудирования и письма; урок формирования грамматических навыков; урок отработки и конструирования навыков грамматики; урок устного общения; урок отработки навыка синхронного перевода; универсальный урок.

Методами модели интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе являются: наглядные; словесные; информационно-коммуникативные; практические; частично-поисковые; проблемные; активные; эвристические; самостоятельной творческой деятельности; творческие.

Лексический материал вводится на основе сверхзапоминания крупными блоками. Цикличное введение учебного материала, состоящего из четырёх этапов: моделирование устной речи и конструирование фраз; расстановка непереводимых включений; исследование грамматических явлений; прямой и обратный синхронный перевод.

Освоение содержания модели интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе обеспечивается посредствам учебно-методического комплекса, включающего в себя: учебное пособие «English Intensive Course for Children And Their Parents»; тетрадь творческих заданий; демонстрационные дидактические и методические пособия; мультимедийные видео- и аудио материалы; демонстрационные дидактические и методические пособия для педагога иностранного языка, направленные на освоение технологии интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе [4].

Все разработанные средства обучения учитывают цель, специфику содержания, систему предложенных методов и форм обучения, и обеспечивают в полной мере соблюдение принципов дидактики, которые позволяют интенсифицировать процесс обучения иностранному языку на начальной ступени образования.

Первостепенное решение проблемы развития способностей к изучению иностранного языка определило построение первого учебного пособия «English Intensive Course For Children And Their Parents», начинающееся с вводного цикла, который направлен на развитие способностей обучающихся к изучению иностранного языка, и получил название «Я развиваю способности к сверхзапоминанию» [5, с.41]. Данный цикл разработан посредствам психолого-педагогических техник, учитывает современные концепций развития способностей младших школьников, также позволяет формировать и развивать ключевые коммуникативные компетенции.

Для обеспечения успешности освоения иностранных языков на ступени начального образования необходимо, на наш взгляд, организовать такие учебные действия как:

- проведение психолингвистического исследования грамматических конструкций с целью выявления закономерностей в изучаемом языке и их отличий от родного языка;

- обеспечение процесса сверхзапоминания лексики;

- формирование и закрепление на основе речевых конструкторов навыков устной речи;

- создание моделий предложений на иностранном языке;

- отработка спонтанного общения на заданные темы;

- синхронный перевод с родного языка на иностранный и, наоборот, в высоком темпе.

Разработанная модель интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе задумана как трёхгодичное учебное пособие на основе частотного словаря из 2500 лексических единиц, включающего грамматику разговорного английского языка, усвоение интонационной и артикуляционной базы разговорного современного языка.

Основным приёмом работы с обучающимися начальной школы является аудиовизуальное обучение, предусматривающее частую самостоятельную работу младших школьников с учебником, тетрадью творческих заданий и мультимедийными средствами обучения. Диктором используемых аудиозаписей является учитель начальных классов штата Техас США Пегги Браунинг.

Виды учебной деятельности совпадают с видами речевой деятельности и оцениваются как индивидуальные творческие достижения школьников. Одними из важных компонентов освоения письменной и устной речи являются навыки овладения основными видами речевой деятельности: чтение, аудирование, спонтанное диалогическое и монологическое высказывание, письмо, синхронный перевод с иностранного языка на родной и наоборот.

Параллельный перевод - перевод, осуществляемый одновременно со звучащим текстом в устной и письменной речи [4]. Это достаточно сложный вид учебной деятельности, требующий объединения в комплекс нескольких, доведённых до автоматизма профессиональных действий с изучаемым языком (понимание на иностранном языке письменной и устной речи, владение навыком перевода на родной и изучаемый язык на основе активной речевой грамматики). Такой вид деятельности соответствует ключевой компетенции свободного владения иностранным языком. Она рассматривается как самостоятельная ключевая компетенция и на практике находит применение в продуктивном интенсивном обучении иностранному языку при отработке речевой модели «я - педагог, ты - школьник», а при обучении двум или трём иностранным языкам вводится речевая профессиональная модель «обучающийся - переводчик - обучающийся».

Полноценное применение модели ключевой компетенции возможно лишь при интеграции опыта целого ряда индивидуальных творческих достижений, которые носят креативный и репродуктивный характер.

Индивидуальные творческие достижения репродуктивного типа используются при отработке синхронного обратного и прямого перевода лексических единиц, доводя профессиональные навыки до автоматизма в устной и письменной речи.

Индивидуальные творческие достижения креативного типа применяются при включении умственных действий в спонтанно созданную ситуацию в процессе перестройки грамматической структуры русского предложения на иностранный грамматический код и, наоборот, в процессе диалогического и монологического высказывания. Творческое соединение репродуктивного и креативного достижения является основой формирования ключевой компетентности «обучающийся - переводчик - обучающийся».

На каждом занятии должно создаваться особое образовательное пространство, учитывающее индивидуальные особенности младших школьников и уровень их развития. Использование многономинационного и личностно-ориентированного оценивания видов речевой деятельности как индивидуальных творческих достижений в обучении, использование не относительной, а абсолютной оценки, приводит, в итоге, к отказу от жёстко регламентированной подачи учебного материала [1, с.32]. Учитывая принцип природосообразности, содержание обучения является значимым для младших школьников, а методы обучения легко трансформируются в методы самообучения. Продуктивное общение на занятиях ведётся в динамических парах, когда «каждый учит каждого», выступая попеременно, то в роли педагога, то в роли обучающегося. В основе обучения устному общению положены творческие задания и игра. Обучение на начальной ступени образования проходит на основе развития способностей к изучению иностранного языка, при создании условий самостоятельного выбора сложности и развития навыков творческого поиска. Обучающиеся постепенно обретают личностный смысл обучения. Благодаря ведению младшими школьниками карт индивидуальных творческих достижений происходит развитие навыка рефлексии.

Анализ опыта ускоренного обучения иностранному языку подтверждает возможность его перенесения в общеобразовательную школу и сокращение сроков обучения до двух - трёх лет. Однако, достижение данной цели возможно в случае увеличения количества учебных часов до шести - восьми в неделю за счёт дополнительного образования. Проведённый анализ методической и педагогической литературы по проблеме интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе показал, что эффективное обучение рациональнее вводить во втором классе. Младшие школьники уже адаптированы к школьным условиям, владеют практикой чтения и письменной речи на родном языке. Современной школе на ступени начального образования остаётся лишь адаптировать обучающихся к новым педагогическим условиям при обучении иностранному языку, сформировать одну из важнейших компетенций - свободное овладение иностранным языком [6, c. 104].

Список использованных источников

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977. – 254с.
  2. Башмаков, М.И. Что такое продуктивное обучение. Теория и практика продуктивного обучения. М.: Народное образование, 2000. С. 6-14.
  3. Бим, И.Л., Биболетова, М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. 2014. - № 3. - С.3-10.
  4. Иценко, И.А. Реализация компетентностного подхода при интенсивном обучении иностранным языкам в начальной школе [Текст] / И.А. Иценко // Конструирование человека: Сборник трудов Всероссийской научной конференции (г. Томск, 12–15 июня 2008 г.), Т.1, Ч.2: Томск, 2008 – С. 137–141.
  5. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 176 с.